По словам Клоковой, увлечение Гриммом началось в 1987 году, когда она заприметила его книгу в букинистическом магазине. Это были «Сказки 1001 ночи». Книга сразу бросилась в глаза, потому что была очень красивая: обложка темно-красной ткани, тисненная золотом, с красочным рисунком в стиле модерн. 1889 год издания, готический немецкий шрифт. Автор Альберт Людвиг Гримм. Возвращаясь домой и читая сказки в электричке, Елена Михайловна была потрясена сюжетами, увлекательностью, поучительностью. Уже потом, знакомясь с историей жизни автора, она поняла, что у Альберта Людвига Гримма все сказки особенные, поскольку он был хорошим педагогом: проработал 40 с лишним лет в гимназии, был директором и всю жизнь, а он прожил 86 лет, посвятил детям. Работал с детьми сиротского приюта в монастыре в Баден-Бадене, был членом попечительского совета, давал деньги на содержание приюта. Был депутатом немецкого парламента, первым мэром города Вейнгейма и все это время писал книги для детей. Кстати, до сих пор одна из улиц Вейнгейма носит имя Альберта Людвига Гримма.
 Как рассказала автор книги, все сказки Гримма, кроме «Волшебного коня», фактически неизвестны нашему читателю - это так называемые беспризорные сказки. «1001 ночь» создавалась очень долго и очень сложно. Первым перевел сказки с арабского на французский язык арабист Антуан Галлан - и Европа узнала «1001 ночь» благодаря ему. У Антуана был друг - образованный христианин-маронит, араб по происхождению, Ханна. В Париже они встречались, и Ханна наговаривал Галлану сказочные сюжеты, а тот записывал их. Так появились восемь «беспризорных» сказок, у которых нет письменного источника. Позднее арабы перевели с французского эти восемь галлановских сказок, записанных по рассказам из уст араба Ханны, и они вошли в состав нового сборника вместе с историями, переведенными с арабских письменных оригиналов. Эти сюжеты сказок 1001 ночи уже были известны и русским писателям начала XIX века, в частности А.С.Пушкину, который читал их в вольном переложении текстов Галлана, сделанном Сенковским, для русских читателей. Известно, что поэту очень понравились эти сказки и он приобрел их для своей библиотеки.
 Альберт Людвиг Гримм также высоко ценил это произведение арабского народного творчества и в начале XIX века адаптировал эти сказки для детей. Причем привнес много своего. У него вообще была своя педагогическая система чтения литературы детям. В первый том проекта вошли шесть сказок из свода «Сказок 1001 ночи», третья из которых - «Сказка о говорящей птице, поющем дереве и золотом источнике» - вдохновила
А.С.Пушкина на создание сказки о царе Салтане. А.Л.Гримм первым записал немецкие народные сказки и фактически «привел их за руку» в школу к детям. Альберт Людвиг Гримм в 1808 году за четыре года до братьев Гримм написал книгу народных немецких сказок для детей. И в своем предисловии он отмечал, как важно читать детям сказки, они ведь воспитывают лучше, чем скучные нравоучения. Дело в том, что в то время народные сказки не считались занятием, достойным пера литератора. Заслуга А.Л.Гримма состояла в том, что он отстаивал важную роль сказки в воспитании подрастающего поколения. А.Л.Гримм был студентом Гейдельбергского университета, общался с писателями-романтиками Арнимом и Брентано. В начале XIX века они решили издать первый сборник народных песен «Волшебный рог мальчика» и обратились к студентам за помощью по сбору фольклора. И вот Альберт Людвиг Гримм ходил по деревням, слушал и записывал. Гримм выпустил первую книжку народных немецких сказок, которая пользовалась колоссальным успехом, за семь лет она переиздавалась шесть раз! Братья Гримм тогда еще не были известны. Кстати, одну сказку Альберта Людвига Гримма, «Царица пчел» или «Пчелиная матка», братья Гримм полностью заимствовали из его сборника, даже не сославшись на своего однофамильца. Они его вообще недолюбливали, называли презрительно «вейнгеймский учитель».

Санкт-Петербург