Трудовые отношения

- Статья 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса РФ предусматривает, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
В соответствии с п. 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением от 19.03.2001 г. № 196, на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.
К педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовным кодексом РСФСР. Перечень соответствующих медицинских противопоказаний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, возрастных ограничений для педагогических работников законодательством не установлено, за исключением случая, предусмотренного ст. 332 ТК РФ, который касается педагогических работников, работающих на руководящих должностях высших учебных заведений. Их возрастной ценз - 65 лет, в исключительных случаях - 70 лет.
Так установлено, что в государственных и муниципальных вузах должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.
По представлению ученого совета государственного или муниципального вуза учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста 70 лет, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Если педагогический работник преклонного возраста справляется со всеми обязанностями, то никаких оснований для его увольнения у работодателя нет.

Оплата труда

- Нам сообщили, что за время карантина заработная плата учителя рассчитана в размере 2/3 оклада. Правомерно ли это?

- В соответствии со ст. 157 Трудового кодекса РФ время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
Оплата труда учителей и других педагогических работников образовательных учреждений, не проводивших учебных занятий (педагогической работы) в связи с карантином и не привлекавшихся в этот период к другой учебно-воспитательной, методической или организационной работе, должна производиться в соответствии со ст.157 ТК РФ в размере не ниже 2/3 тарифной ставки заработной платы (оклада) установленного работнику разряда, как за время простоя не по вине работодателя и работника.
Следует помнить, что карантин является простоем в работе только в том случае, когда полностью приостановлена деятельность организации (то есть, если в образовательном учреждении не учатся учащиеся и не работают учителя).
Однако если учителя на этот период не были освобождены от другой педагогической работы, которая обусловлена их должностной инструкцией, то в случае отмены учебных занятий (образовательного процесса) в связи с карантином применение
ст. 157 Трудового кодекса РФ, предусматривающей порядок оплаты времени простоя, неправомерно.
Периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим основаниям не являются временем простоя для педагогических работников. Указанные периоды для учителей и других педагогических работников являются рабочим временем, в течение которого выполняются другие обязанности.
В период отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных классах (группах) либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим основаниям педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах установленной продолжительности рабочего времени, а учителя, преподаватели, педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели, как правило, в пределах установленной им учебной нагрузки, являющейся нормируемой частью их педагогической работы, если с периодом отмены занятий (образовательного процесса) не совпадает проведение мероприятий, требующее больших затрат рабочего времени.
В периоды, когда учебные занятия отменены в связи с карантином, может, например, проводиться работа в методических объединениях учителей, оказываться консультативная помощь родителям или лицам, их заменяющим, проводиться работа по дистанционному обучению (Минобрнауки и Роспортребнадзор напрямую рекомендует школам в период приостановки учебного процесса использовать различные меры дистанционного обучения, применяя электронные образовательные ресурсы) и т.д.
За время работы в период отмены учебных занятий (образовательного процесса) по указанным выше причинам оплата труда педагогических работников, а также лиц из числа руководящего, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, ведущих в течение учебного года преподавательскую работу, в том числе занятия с кружками, производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей периоду, с которым связана отмена учебных занятий (образовательного процесса).
Режим рабочего времени учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в указанные периоды определяется в пределах времени, установленного по занимаемой должности, с соответствующей оплатой труда. Указанные работники могут привлекаться к выполнению хозяйственных работ, не требующих специальных знаний.
Режим рабочего времени всех работников в периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим основаниям регулируется локальными актами и графиками работ с указанием их характера.

Пенсия

- Стоит ли оспаривать в суде отказ пенсионных органов засчитать в стаж для досрочной педагогической пенсии время работы в должности руководителя кружка?

- Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (утвержден постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781) (далее - Список), не предусмотрена должность «руководитель кружка». Основываясь на этом, пенсионные органы не засчитают работу в должности руководителя кружка в стаж для досрочной педагогической пенсии.
Однако такой отказ можно оспорить в судебном порядке, исходя из следующих доводов. Приказом Минобразования РФ от 25.01.1993 г. №21 наименования должностей педагогических и руководящих работников учреждений образования приведены в соответствие с наименованиями, предусмотренными в Тарифно-квалификационных характеристиках, утвержденных приказом от 11.11.1992 г. №406.
Согласно пункту 4 указанного приказа руководители кружков, секций, студий и других объединений учащихся стали именоваться педагогами дополнительного образования.
Согласно Списку работа в должности «педагог дополнительного образования» засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в том случае, если она выполнялась в учреждении дополнительного образования детей.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 право устанавливать тождественность должностей и учреждений, предусмотренных Списками, с аналогичными должностями, учреждениями и структурными подразделениями, имевшими иные, ранее применявшиеся наименования, предоставлено Министерству труда и соцразвития РФ по представлению соответствующего министерства по согласованию с Пенсионным фондом РФ.
Но в определении Конституционного суда РФ от 18.06.2004 г. №197-О указывается, что «тождественность выполняемых функций, условий и характера педагогической деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, может быть установлена судами общей юрисдикции».
В пункте 9 постановления пленума Верховного суда РФ №25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено следующее: «В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)».
В случае возникновения спорных вопросов о тождественности наименований решение пенсионных органов об отказе в назначении досрочных трудовых пенсий может быть обжаловано гражданами в судебном порядке.
Таким образом, если вы докажете в судебном порядке, что должность «руководитель кружка» тождественна должности педагога дополнительного образования и при этом указанная работа производилась вами в учреждении дополнительного образования детей, то указанный период войдет в стаж для досрочной педагогической пенсии.
Если же руководителем кружка вы работали в школе, то и в судебном порядке засчитать указанный период в стаж для досрочной педагогической пенсии не получится. Ибо существует жесткое правило, что работа в должности педагога дополнительного образования засчитывается в стаж для досрочной педагогической пенсии в том случае, если она осуществлялась в учреждениях дополнительного образования детей.

Образовательный процесс

- Может ли директор школы посетить урок учителя, если это посещение заранее не запланировано?

- Посещение уроков без предупреждения возможно только в том случае, если это предусмотрено правилами внутреннего распорядка и положением о внутришкольном контроле. Если речь идет о проверке наличия соответствующей документации у учителя (конспектов, программ, тематического, поурочного планирования), то необходимость ее наличия определяется положением о делопроизводстве и школьной документации учреждения.
Согласно письму Минобразования РФ от 07.02.2001 № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений» каждый из работников образовательного учреждения, на которых возложена ответственность за осуществление внутришкольного контроля, планирует свою работу таким образом, чтобы иметь возможность посетить необходимое количество учебных занятий. При этом большая часть рабочего времени должна быть отведена документальному изучению результатов деятельности учителя (классные журналы, тематическое и поурочное планирование, анализ освоения образовательных программ).