Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное).
Физическое здоровье - естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно действует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые составляют основу социальной жизни человека, то есть жизни в определенном человеческом обществе. Отличительные признаки нравственного здоровья человека - прежде всего сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственно не компетентным, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Я работаю с детьми и поэтому понимаю всю важность и ответственность моего дела. Ведь именно в раннем возрасте у ребенка закладывается фундамент здорового образа жизни. Спорт позволяет не только укрепить здоровье, но и развить морально-волевые качества.
Сама я уже много лет занимаюсь спортом, моя специализация - спортивное плавание. Почти пятнадцатилетний опыт работы в профессиональном спорте дал мне четкое осознание, что спорт действительно необходим абсолютно каждому человеку. Чем раньше человек начнет заниматься спортом, тем дольше он будет оставаться здоровым физически и морально. Спорт укрепляет волю и закаляет характер. По статистике люди, которые в детстве занимались спортом, гораздо успешнее своих сверстников, которые спортом никогда не занимались.
Я считаю, что необходима пропаганда здорового образа жизни, особенно у маленьких детей, так как именно в детском возрасте важно вкладывать в ребенка основы правильного образа жизни, развивать у него потребность в заботе о своем здоровье посредством спортивной нагрузки. Все дети разные, поэтому необходимо найти индивидуальный подход к каждому ребенку. В своей работе с маленькими детьми за основу обучения я беру игру - главную форму деятельности дошкольников. На первых 8-10 занятиях больше половины каждого занятия составляют специальные игры, помогающие освоению с водой и формированию навыков дыхания в водной среде.
Большее количество игр, использующихся на занятиях, направлены на освоение и совершенствование всплывания и лежаний на воде, погружений под воду и доставание предметов со дна бассейна. Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, можно легко разучивать в самых различных игровых ситуациях, а весь урок может проходить в игровой форме.
В основе суждений младших школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Поэтому показ упражнений и образное сравнение имеют большое значение в проведении игр.
С точки зрения теории физического воспитания процесс обучения какому-либо действию, которое вводится до сформированного в определенной степени навыка, делится на три последовательных этапа:
- этап начального обучения плаванию - стадия, на которой формируются основы, или предпосылки, умения;
- этап углубленного обучения плаванию - стадия, на которой образуется собственно умение в его целостных контурах и деталях;
- этап результирующей отработки действия, результат которого - навык, сформированный до необходимой степени.
В каждом разделе обучения (упражнения на дыхание, упражнения, позволяющие освоить скольжение) мы будем различать три фазы:
- игры для начального обучения;
- игры для закрепления пройденного материала;
- игры для повторения старого материала.
У некоторых детей отмечаются повышенная чувствительность и другие нежелательные реакции при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью - формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции ребенка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза. Давление воды и температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затрудненность дыхания. Также у детей может быть страх перед глубиной.
Большинство игр предусматривают участие в них не одного ребенка, а нескольких. Игры можно также проводить и в индивидуальной форме, немного изменив содержание. При подведении итогов игры при участии нескольких ребят нужно сказать, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом очень важно не обидеть других. Желательно хвалить каждого ребенка за любой, даже незначительный успех.
Таким образом, весь процесс обучения сводится к последовательному выполнению игровых упражнений от пункта 1 до пункта 7:
- игры по ознакомлению со свойствами воды;
- игры, обучающие погружению и всплытию;
- игры, способствующие выработке навыка лежания на воде;
- игры, способствующие выработке навыка скольжения;
- игры, обучающие дыханию;
- игры, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения;
- игры по овладению простейшими прыжками;
- развивающие игры в младшей группе.
Овладение навыком плавания жизненно необходимо для каждого ребенка. Умение плавать спортивными стилями, а не купание и барахтанье может уберечь ребенка от несчастного случая на воде. Некоторые ребята уже добились наилучших результатов. Например, Лиза на дистанции 25 метров вольный стиль она показала результат в 22 секунды, Кирилл на дистанции 50 метров - в 40 секунд.
Думаю, обучение должно состоять не только из набора физических упражнений, но и из процесса воспитания в ребенке морально-волевых качеств, способности понимать важность правильного образа жизни. Именно это цель моей работы.

Мария УСТИНОВА, педагог дополнительного образования ЦО №1925