В своей работе я опираюсь на Конвенцию ООН о правах ребенка. Ребенок имеет право на:
- семью;
- здоровье;
- индивидуальность;
- имя;
- игру.
В процессе общения с ребенком я стараюсь:
- учитывать особенности развития каждого малыша;
- уважать его достоинство;
- проявлять толерантность и терпимость;
- расположить к себе (здесь важно все - тон, улыбка, внешний вид, настроение, манеры, стиль общения).
Придя впервые в детский сад, ребенок попадает в систему новых для него взаимоотношений. Это:
- новый режим дня;
- отсутствие родителей;
- постоянный контакт со сверстниками и взрослыми.
Залог оптимального течения адаптации, на мой взгляд, объединение усилий сотрудников и родителей в обеспечении благоприятного микроклимата, эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни в детском саду и дома.
В этом возрасте важно увлечь ребенка игрой. Ни для кого не секрет, что игра - ведущий вид деятельности дошкольника, через которую он познает окружающий мир и адаптируется к его условиям. Я приветствую, когда ребенок приносит любимую игрушку в группу, ведь она становится для него связующей нитью с домом. Игрушка помогает регулировать поведение ребенка - то, что малыш не хочет делать по просьбе взрослого, он с удовольствием сделает по просьбе зайчика или мишки, вместе с ним и для него.
В группе детского сада создаются условия для сюжетно-игровой и продуктивной деятельности, сенсорного и двигательного развития. Весь игровой материал доступен для ребенка, эстетично и красочно оформлен. Такая обстановка способствует социализации малыша. В адаптационный период важно установить доверительные отношения с родителями воспитанников. Дни открытых дверей, анкетирование, беседы, интервью помогли установить тесные партнерские отношения. Атмосфера общности интересов достигалась с помощью почтового знака «Почта доверия» и обратной связи в виде буклетов с рекомендациями по различными проблемам адаптации к условиям детского сада.
Результатом совместной работы стала успешная адаптация детей, пришедших к нам в сентябре: они не плачут, легко отпускают родителей, почти не болеют, легко вступают в контакт с новыми людьми, принимают существующие социальные нормы и правила поведения.
Я верю и надеюсь на то, что каждый день для меня и моих воспитанников будет новым уроком познания друг друга. Я счастливый человек - мне удалось найти ключик к каждому из сердец своих малышей. Нет большего счастья, чем видеть своих воспитанников здоровыми и счастливыми.