Этот Центр был создан в 2008 году. Понятно, что денег на приобретение суперинновационного оборудования для учебного процесса и научных исследований у университета не было. Помог приоритетный национальный проект «Образование». МГППУ со своей программой стал победителем, получил солидные средства и решил все вложить в оснащение Центра. Ректор МГППУ Виталий Рубцов пригласил на работу доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Владимира Барабанщикова, предложив ему создать такой Центр. При этом у ученых состоялся интересный разговор: Виталий Владимирович предложил Владимиру Александровичу составить, не стесняясь, список необходимого оборудования, а Владимир Александрович и в самом деле не постеснялся, хотя и заметил скептически: «У вас на это средств не хватит!» Но средств хватило: сколько-то к конкурсным деньгам добавил Департамент образования, сколько-то МГППУ получил в результате выполнения проектов по договорам о научном сотрудничестве с солидными организациями. В результате и было приобретено все то, что нынче буквально в полном смысле слова заставляет замирать даже видавших виды ученых. Такой экспериментальной базы нет даже у МГУ, а уж казалось бы, тот может позволить себе многое. Зато МГППУ теперь может проводить серьезные фундаментальные и прикладные научные исследования, учебно-методическую работу со студентами, аспирантами и стажерами.
  Мы переходим из одной, прямо скажем, небольшой комнаты в другую и удивляемся тому, как в них разместился уникальный высокотехнологичный аппаратно-программный многофункциональный комплекс, какого сегодня вообще нет в России.
В состав комплекса входят:
    стационарные и мобильные системы регистрации движения глаз;
    многоканальные системы диагностики функциональных состояний;
    104-канальный энцефалограф с программным обеспечением нового поколения;
    система видеорегистрации, предназначенная для анализа поведения людей в реальных ситуациях общения и деятельности, включающая стационарные цифровые видеокамеры (ExtCam), миниатюрные видеокамеры для установки на голове испытуемого (SubCam) и многое другое.
Предвижу, как педагоги, прочитав весь этот перечень, тут же зададут вопрос: «И зачем все это?» В самом деле - зачем?
Дело в том, что от того, какой вывод о состоянии человека сделают психологи, в полном смысле слова зависит его судьба. Например, то, какую образовательную траекторию ему могут предложить для эффективного овладения знаниями или какую схему лечения, поддержки, сопровождения ему предпишут. Да мало ли что еще могут рекомендовать человеку, причем в разном возрасте! Вопрос заключается в том, насколько точен будет диагноз, прогноз и рекомендация психолога. Можно все определить на глазок, как, собственно говоря, это и делают сегодня психологи, а можно сделать это с высочайшей степенью точности, как это позволяет сделать оборудование в Центре экспериментальной психологии МГППУ. И мало того, что сделать, но еще и провести эксперименты и применить различные инструментальные технологии диагностики для обучения студентов - будущих психологов.
Сегодня Центр обеспечивает применение широкой линейки методов и технологий инструментального исследования - окулографии, полиграфии, тахистоскопии, регистрации электрической активности мозга, видеорегистрации, психофизических измерений.
Мы входим в одну из лабораторий, и нам показывают, как человек садится к прибору и тот регистрирует и анализирует его зрительную активность. Говоря по-научному, Центр располагает высокоскоростной системой регистрации и анализа глазодвигательной активности человека, стационарными и мобильными системами окулографии нового поколения. То есть приборы позволяют сделать очень много выводов только по регистрации и анализированию того, какова реакция зрения человека на предлагаемые изменения, каково его функциональное состояние. Для этого тут с успехом применяют многофункциональные устройства - полиграф Болеро, Шфрид-2007 и другие. В следующей лаборатории мы видим сидящего в специальном кресле человека с закрепленными на руке проводками. «Это полиграф?» - интересуемся мы и получаем ответ: «Практически да». Только полиграф этот предназначен не для испытания правдивости подопечного, а для определения его истинного состояния. В Центре построена экранированная камера для электроэнцефалографического оборудования - 104-канальный энцефалограф «Нейровизор БММ 40», шлем MIScap, активные электроды actiCap - c программным обеспечением нового поколения.
В следующей лаборатории мы видим человека с диковинным шлемом на голове. Оказывается, перед нами уникальная система видеорегистрации поведения людей в реальных условиях общения и деятельности. В эту систему входят стационарные цифровые видеокамеры, миниатюрные камеры для установки на голове испытуемого, сетевые видеокамеры. Причем все компоненты этой уникальной системы рассчитаны на возможность одновременного использования, совместимы друг с другом и, что важно, предлагают комплексный анализ данных.
Было бы наивно полагать, что эксперименты и исследования станут исключительно достоянием коллектива Центра. Отнюдь, тут есть и другое оборудование, которое позволяет проводить рабочие видеоконференции (нам тут же продемонстрировали разговор с сотрудником, находящимся за границей). Благодаря Интернету Центр ныне включается в единое медиапространство, сотрудничает с российскими и зарубежными партнерами, получает оперативный доступ к необходимой информации, а те могут в виртуальном пространстве наблюдать за экспериментами и даже участвовать в них.
Ученые весьма высоко оценивают возможности экспериментальной работы, которыми обладает Центр. Его экспериментальные исследования направлены на выявление психологических механизмов восприятия комплексных объектов и событий, анализ закономерностей активности мозга и становления окуломоторных структур при решении когнитивных задач, реконструкцию способов использования людьми современных информационных и коммуникационных технологий. В ходе исследований в Центре получают новые данные, раскрывающие природу познавательных процессов в условиях деятельности и общения. Например, была дана характеристика перцептогенеза комплексных объектов в различных условиях восприятия, раскрыты закономерности зрительно-окуломоторных координаций при восприятии комплексных объектов, описано становление окуломоторных структур в процессе формирования навыка чтения, прослежены особенности восприятия и общения людей в «расширенных средах», выявлены стратегии познавательных процессов в ситуации референтного общения, описаны изостатические паттерны движений глаз при восприятии лица человека, установлена зависимость оценок индивидуально-психологических особенностей человека от модальности экспрессий его лица. Все это, конечно, простому человеку мало что говорит, но академик Рубцов утверждает, что после обучения в Центре специалист сможет выявить в толпе человека, имеющего те или иные отнюдь не радужные намерения. После событий в аэропорту, согласитесь, это чрезвычайно важно для всех нас. Ну и конечно, для всех тех, кто сотрудничает с Центром.
Вообще сотрудничество для такого современного Центра чрезвычайно важно. При конструировании и организации аппаратно-программного комплекса МГППУ широко использовал опыт работы ведущих зарубежных и отечественных центров, лабораторий, институтов, много дало университету участие его сотрудников в международных и национальных проектах. И это не только многочисленные гранты ЕС, РФФИ, РГНФ, Министерства образования и науки РФ, но и бесценные теоретические, практические знания.
Тут самое время сказать о кадрах, ведь без высококвалифицированных психологов, программистов, инженеров, наверное, ничего и не получилось бы. Главная ценность Центра - молодые специалисты, которые сознательно отказались от работы в престижных фирмах, где платят в несколько раз больше, чем в МГППУ. Такой вот пример служения делу, науке, которое помогает работе Центра.
Важнейшее условие деятельности Центра - развитая инфраструктура, в основе которой грамотное инженерно-техническое обслуживание комплекса и многоуровневое информационно-технологическое сопровождение исследований. По существу, деятельность Центра обеспечивается работой всех служб МГППУ. Наиболее тесные рабочие контакты Центр имеет с факультетом информационных технологий, сотрудники и студенты которого включены не только в учебные, но и в совместные исследовательские программы.
Тот, кто посещает Центр в первый раз, сразу задает вопрос: «А какое отношение он имеет к учебному процессу?» Оказывается, самое прямое. На базе Центра уже разработан аппаратурный практикум по экспериментальной психологии нового поколения. В отличие от прототипов он опирается на использование современных технических средств исследования, программного обеспечения, математических методов анализа и обработки данных. Это знакомит студентов с научно-исследовательскими разработками по актуальным проблемам общей психологии, формирует навыки эксплуатации новейшего оборудования, демонстрирует возможности прогрессивных форм телекоммуникации в образовательном и научном пространствах (организация и проведение научных и учебных исследований, телеконференций, дистанционного - через Интернет - обучения).
Сегодня мы говорим о нашей новой школе, но она невозможна без нашего нового вуза. МГППУ вместе со своим Центром экспериментальной психологии дает образец того, каким этот вуз может быть в реальности.