Для обеспечения нового качества образования необходимо настроить систему и общество на высокие требования к компетентности педагогических и руководящих работников образования.    На это направлен новый порядок аттестации педагогов, утвержденный приказом Минобрнауки России, который введен с 1 января 2011 года.   В 2010 году продолжилась реализация приоритетного национального проекта «Образование». Была сформирована конкурентная среда, определены группы лидеров для распространения практики модернизации во всей системе образования страны.

Распространены эффективные механизмы развития российской школы, апробированные в 31 регионе, реализующем комплексные проекты модернизации образования.    Практику реализации направлений ПНПО и инициативы «Наша новая школа» мы продолжим в текущем году в комплексе с мероприятиями новой Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, принятой в феврале этого года.    На реализацию программы будет направлено из всех источников 137 млрд рублей, из которых 57 млрд  - средства федерального бюджета.    В программе впервые появился механизм поддержки модернизации через субсидии, предоставляемые регионам на конкурсной основе (из 57 млрд рублей федеральных средств программы  10,5 млрд расходуются на субсидии).    Те же инструменты мы будем использовать и для развития профессионального образования, в первую очередь неуниверситетского.
В 2011 году состоится массовый переход российских вузов на уровневую систему образования.    Этот переход закономерен и необходим в силу причин как экономического, так и социально-политического характера. Современная экономика, отличающаяся динамизмом и зачастую неустойчивостью, предъявляет особые требования к рынку труда и системе высшего образования, ставя под сомнение целесообразность узкоспециализированной подготовки профессиональных кадров, требуя большей гибкости при подготовке специалистов, их адаптации к новым вызовам.    В условиях, когда горизонт экономического прогнозирования не превышает, как правило, трех лет, сегодняшняя система высшего образования нуждается в скорейшей реорганизации.    Уровневая подготовка в большей степени соответствует быстро меняющейся экономике будущего, в то же время делает российское образование более привлекательным для иностранных студентов. При этом мы не должны отказываться от фундаментальных основ российского образования, концентрируя соответствующие программы на уровне бакалавриата.    Новый Перечень подготовки содержит 171 направление подготовки бакалавров и 176 направлений подготовки магистров. При переходе на уровневую подготовку сохранено 111 моноспециальностей.    Однако до сих пор у работодателей, в том числе из высокотехнологичного сектора экономики, содержание подготовки и роль на производстве бакалавра вызывают вопросы.    Это еще раз возвращает нас к ключевому вопросу при модернизации образования: никакие, даже самые лучшие, программы не могут быть успешными, если мы не сумеем донести наши идеи до общества, до каждого человека.
Особая роль в обеспечении подготовки высококвалифицированных специалистов принадлежит нашим ведущим университетам. Уже сейчас можно говорить о формировании в стране сети вузов, которые становятся основой для новой эффективной высшей школы России.    К настоящему моменту одобрены программы развития 29 национальных исследовательских университетов и 8 федеральных университетов, а также двух крупнейших университетов страны - Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета.    Общий объем бюджетных средств, направляемых на реализацию их программ в 2010-2012 годах, составляет 69 млрд рублей.    Работа по созданию ведущих университетов неразрывно связана с решением задач совершенствования структуры и содержания профессионального образования, где главным критерием успеха является востребованность выпускника, его профессиональный и карьерный рост.    Создавая такую сеть, мы планируем открыто и комплексно анализировать работу ведущих вузов. Первые результаты комиссии, в состав которой вошли представители образования, науки, индустрии, бизнеса и общественности, дали следующие оценки эффективности реализации программ ведущих вузов: у всех вузов есть реальный результат - оснащение современным оборудованием, обновление инфраструктуры, повышение квалификации кадров. Есть примеры лучших практик в области управления вузом и программой, инновационной деятельности, нестандартной образовательной составляющей за счет партнерства с российскими работодателями, с зарубежными организациями и т. д. Полный анализ мы планируем представить на заседании коллегии МОН в мае 2011 года.  
Еще в начале 2010 года мы уделили самое серьезное внимание Федеральному закону №83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) научных и образовательных учреждений, понимая, что для инновационной экономики финансово-хозяйственная самостоятельность и гибкость в принятии управленческих решений - непременные условия.    Это означает, во-первых, что на федеральном уровне государственное задание будет формироваться субъектам системы образования и науки с учетом качества предоставляемых услуг.    Во-вторых, финансовое обеспечение государственного задания будет осуществляться в форме субсидии образовательным и научным организациям, что означает большую самостоятельность в расходовании средств, а также большую ответственность за результаты и качество услуг или работ.    Учитывая переходный период введения в действие федерального закона, министерством будет продолжена работа в этом направлении и в текущем году.
Говоря о нормативно-правовом регулировании, конечно, нельзя не сказать о подготовке проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».    Необходимость принятия нового федерального закона стала очевидной, когда на всех уровнях образования остро обозначился разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением. Дело ведь даже не только в том, что необходимо сопоставить и гармонизировать два противоречащих друг другу закона - «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», привести их в соответствие с Конституцией.
Образовательная практика последних лет кардинально изменилась и требует нового законодательного оформления. Это касается серьезного расширения прав родителей и работодателей - полноценных участников образовательного процесса. Необходимо адекватное правовое поле для электронного образования, глобальных информационных сетей, все шире используемых образовательными учреждениями. Пора законодательно закрепить прикладной бакалавриат, кредитно-модульную систему, сетевые формы получения образования, возможность вузам в полной мере заниматься научной деятельностью. Настало время перейти от финансирования учреждений к финансированию качественных образовательных программ с использованием подушевых принципов на всех уровнях образования.
При этом новый закон должен стать правовой основой и гарантом всех достигнутых результатов. 1 февраля 2011 года завершилось его общественное обсуждение, по результатам которого поступило более 11 тысяч отзывов, над которыми мы работаем. К лету мы планируем представить на обсуждение обновленную (уже третью) версию законопроекта. Обсудив новую редакцию на августовских совещаниях, мы уверены, что сможем совместными усилиями сделать действительно качественный документ.
Как и ранее, мы ничего не планируем утверждать без тщательного обсуждения, выверки и учета всех возможных позиций. Только так, как нам представляется, и можно в нашей стране обеспечить развитие образования и науки.
Несмотря на огромное количество текущих проблем, главная задача нашего министерства - формирование будущего. Именно этим мы и станем руководствоваться в нашей дальнейшей работе.