Главная цель работы центра - создание оптимальных психолого-педагогических условий, способствующих всестороннему развитию ребенка, формированию его психологической, интеллектуальной, социальной и физической готовности к обучению в школе. Скажу сразу - центр небольшой, сейчас в нем две «выпускные» группы по 8 дошкольников, не посещающих ДОУ, их здесь готовят к школе. Родители возят детей из разных округов Москвы, расстояния их не смущают, как и цена - стоят занятия с ними 14800 рублей в месяц за три дня в неделю по три часа. Занимаются дети с сентября по март включительно. С одной стороны, дороговато, с другой - у детей полноценные занятия танцами, рисованием, математикой. При этом детям дают практически индивидуальную подготовку с учетом их способностей.
Подготовка детям нужна для того, чтобы иметь равные стартовые возможности с теми сверстниками, которые к моменту поступления в первый класс такую подготовку имеют. Кроме того, родители хотят, чтобы их дети учились в 57-й школе, поступить туда довольно сложно: во-первых, 57-я набирает на подготовительные курсы каждый год по 300 дошкольников, но поступление в первый класс не гарантирует никому. Для школы важно в течение года посмотреть на ребенка в конкретной деятельности и в реальном общении со сверстниками. Именно это потом станет главным аргументом для отбора в первый класс. Директор школы Сергей Менделевич, по его собственному признанию, добился, во-первых, того, что никто не преследует его за такие масштабы подготовительной работы, во-вторых, отбирает детей в первый класс по разработанным школой критериям, не вызывающим возражения чиновников. 57-я школа вместе со школой-интернатом «Интеллектуал», гимназией №1530, прогимназией №1733 и другими школами входит в университетский округ МГППУ, поэтому и нет ничего странного в том, что университет в своем детском центре ведет подготовку детей для этой школы. Готовят детей по программе развития 57-й школы, но гарантий на поступление в нее в центре не дают. Но такая работа идет в русле позиции школы - разовые встречи с детьми и тестирование малоэффективны и даже в некотором отношении вредны. Менделевич считает, что важно не только не пропустить одаренного ребенка, но и не взять на сложное и напряженное обучение того, кто справляться с учебой в школе не будет, ведь это может стать разрушительным для его способностей, для его личности.
Когда ребенок приходит в центр, тут сразу проверяют его способности (57-я славится как школа, работающая с одаренными детьми), проводят диагностику готовности ребенка к школе, независимую экспертную оценку такой готовности, родители получают комплексное психолого-медико-педагогическое консультирование. На самом деле это очень важно, так как на старте школьного обучения редко какой родитель узнает, каким образом реально соотносятся способности, возможности ребенка и амбициозные планы семьи относительно того, чтобы отдать его в престижную школу. В центре родителей могут проконсультировать относительно познавательных способностей ребенка, его коммуникативных навыков, физического здоровья, соответствия возрастным нормам развития, неврологического статуса, особенностей интеллектуальной и эмоциональной сферы, развития речи, предпосылок письма и чтения.
Дальше начинаются собственно занятия с детьми, и тут необходимо сказать об основополагающих принципах деятельности центра. Сегодня много говорят о новых образовательных стандартах начальной школы, отмечая: главное - создание среды. Так вот, в университетском центре о среде подумали сразу, она тут безопасная, гуманистическая, развивающая и комфортная, здесь используют разнообразные формы работы, учитывают возрастные особенности и возможности детей, используют самые современные достижения психологической, педагогической, медицинской науки и практики.
Работники центра скромно говорят об уроках танца, рисования, музыкальных занятиях, на самом деле за этими вроде бы скромными словами скрывается большая работа. Тут и умственное воспитание, включающее в себя сенсорное развитие, и ознакомление с окружающим миром, и развитие речи, и формирование элементарных математических представлений, и художественно-эстетическое воспитание, включающее знакомство с искусством, изобразительную деятельность, конструирование, ручной труд, музыкальное воспитание, хореографию, игровую деятельность (сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические игры), физкультурно-оздоровительную работу, обучение грамоте, письму, чтению и счету.
Знакомство с центром и его работой рождает мысль о том, что, вполне возможно, тут создают некую «правильную» модель подготовки ребенка к школе, которая поможет загодя изучить его возможности правильно выбрать для него образовательное учреждение и позже выстроить индивидуальный образовательный маршрут.