Конкурс проводится по 4 направлениям: начальная школа, гуманитарное направление, дошкольное и дополнительное образование, естественно-научное направление. В каждом направлении организуется два этапа. Первый этап - городской и региональный, второй - федеральный. Количество участников второго тура определяют региональные представители вместе с оргкомитетом Всероссийского конкурса. К участию в конкурсе допускаются все желающие педагоги общеобразовательных учреждений, учреждений дошкольного, профессионального и дополнительного образования, учреждений культуры и спорта, однако, как и полагается, в финал конкурса, который исключительно в очной форме проходит в Москве, попадают далеко не все.
В общей сложности для защиты своих лучших уроков на финал VI Всероссийского конкурса педагогического мастерства в этом году съехались со всех концов России более 850 учителей. Например, в ноябре 2010 года в Москве собрались около 220 преподавателей русского языка и литературы, иностранного языка, истории, обществознания, МХК, музыки, изобразительного искусства, физкультуры и технологии; в декабре - около 200 учителей начальных классов, а также преподавателей информатики, музыки, изо, физкультуры, ОБЖ, воспитателей ГПД в начальной школе; в январе Москва принимала на финале конкурса 196 воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования школьных учреждений, учреждений дополнительного образования; а в феврале VI Всероссийский конкурс «Мой лучший урок» завершился анализом уроков представителей естественно-научного направления.
Несколько дней - с 26 февраля по 4 марта - учителя химии, математики, физики, биологии, географии, информатики, экономики и ОБЖ представляли свои лучшие уроки, посещали мастер-классы, делились педагогическим опытом с коллегами. 4 марта в Центре образования №2006 прошло вручение наград победителям четвертого, естественно-научного, направления.
Одним из победителей в этот раз стал учитель географии, экономики и окружающего мира НП ДВОК «Пенаты», финалист конкурса «Учитель года Москвы-2010», лауреат гранта Москвы-2010, представитель неформального клуба «Учитель года Москвы-2010», известного своими мастер-классами по передаче педагогического опыта в школах Москвы и Подмосковья, Иван Колечкин, который ответил на наши вопросы.
- Иван Сергеевич, в чем различие между двумя профессиональными конкурсами?
- Пожалуй, наиболее существенное положительное отличие конкурса «Мой лучший урок» состоит в том, что участники съезжаются со всех концов огромной страны. Это позволяет совершенно разным учителям «вылезти из своего котла» (в таких котлах мы все так или иначе «варимся»), оценить уровень педагогического мастерства своих коллег из других регионов (на «Учителе года» такая возможность выпадает единицам), помогает выйти за рамки привычных методик, найти и заимствовать новые технологии и приемы.
- Что можно считать основной задачей подобного рода конкурсов?
- По-моему, самое главное в любом профессиональном конкурсе - возможность чему-то научиться. Саморазвитие - путь для выхода из рутины, в которую затягивают однообразие и монотонность.
- Финалисты московского конкурса «Учитель года-2010» объединились и образовали неформальный клуб, участники которого безвозмездно проводят для учителей мастер-классы в школах Москвы и Подмосковья. Почему именно мастер-классы, а не классические уроки?
- Вокруг конкурса «Учитель года» ходит множество мифов (например, миф о требованиях театральности и действа), и отношение к нему у коллег-учителей весьма неоднородное. В большинстве случаев это связано с тем, что никто не видит лучшие уроки: максимум - некоторые коллеги приезжают на окружные этапы поддержать представителей своих школ. В школах, где работают учителя года, тоже далеко не всегда понимают, чем их уроки отличаются от прочих. Необходимо не просто позволять педагогам приходить к себе на занятия, но и объяснять коллегам-учителям технологию и приемы, которые были введены в урок теми, кто заслужил звание «Учитель года» (к сожалению, оценить и тем более применить потом самому методический прием, не узнавая его, практически невозможно). Это наиболее эффективно реализуется в формате мастер-классов.
- А как возникла сама идея подобных мастер-классов?
- В финале конкурса между всеми участниками сложились добрые, человеческие отношения: мы поделились друг с другом переживаниями за свои школы и решили предложить директорам своих школ открыто показать педколлективам технологии, оцененные жюри конкурса как яркие, нетрадиционные (или хорошо забытые старые, адаптированные к нынешним требованиям), актуальные и эффективные. Надо отметить, что идея оказалась востребованной, вслед за «родными» школами потянулись и другие («сарафанное радио»). Сейчас в Сети работает наш сайт, с помощью которого к нам может обратиться любая желающая школа или объединение школ - по мере сил и возможностей мы стараемся не оставлять без внимания ни одну просьбу. В финал конкурса «Мой лучший урок» априори, как и на любом конкурсе, ленивые не попадают, а это повод задуматься и продолжать работать с усиленным энтузиазмом: наши умения и знания - это пять хлебов и две рыбы, которые от преломления лишь приумножаются.