Основное противоречие сегодняшнего образования, по мнению проректора ПАПО, в том, что школы живут пока еще в XIX веке, учителя - в XX, а их ученики - уже в XXI. Рабинович уверяет, отсутствие 3D-кинотеатра и проекционной техники в учебном заведении показывает, что педагоги этого образовательного учреждения попросту не хотят жить по-новому, скрывая свою апатию за разнообразнейшими отговорками. Мол, у школ и денег нет, и учителя не умеют работать со всем этим невероятным, а потому столь пугающим современнейшим оборудованием, и вообще почему педагоги должны это осваивать? Лучше бы им зарплату повысили...

Это неправильные вопросы, утверждает Павел Давидович. Полезнее те, что сформулированы верно. Например, так: «Кто научит?», «Что получим?», «Как обслуживать?», «Где взять деньги?», «Что купить?», «Как использовать?», «Что делать с тем, что уже есть?» Когда в задаче акценты расставлены грамотно, то решить ее легче, все обстоятельства начинают складываться благоприятно для этого. В результате может получиться такая фантастическая школа, как 29-я, - молодое образовательное учреждение Подольска, где более ста компьютеров, включая мобильные классы, объединены в единую вычислительную сеть. Здесь школьники в студии виртуальной реальности снимают собственные фильмы об этаком подольском Хогвардтсе. Смотрят в мощнейший телескоп на звезды в своей автоматизированной обсерватории. И изучают анатомию человека, наблюдая за всеми процессами организма в трехмерном изображении благодаря школьному 3D-кинотеатру. На лабораторных по физике в 29-й в ход идут ноутбуки, аналоговые датчики и АЦП. При этом ноутбук становится не только средством хранения, обработки и передачи данных, но и превращается в универсальный цифровой прибор, заменяя традиционные секундомеры, вольтметры, термометры. Программное обеспечение позволяет в реальном времени наблюдать динамику физических процессов, получать и обрабатывать большие объемы информации.
С сентября 2009-го в школе, которая существовала к тому моменту уже аж девять лет, начался инновационный эксперимент - «электронный портфель». Таким образом, 29-я по ряду предметов отказалась от традиционной бумажно-книжной технологии обучения. Педагоги участвуют в разработке медиаучебников и мультимедийных курсов на базе компьютерных презентаций для работы в безбумажной технологии, ведут активную научно-исследовательскую деятельность.
Вот в этом-то удивительном месте состоялось открытие слета и прошли несколько открытых уроков лауреатов конкурса «Педагог года Подмосковья» разных лет. Наталья Архарова сочиняла с семиклассниками японские хокку, Марина Колосова на своем уроке физики обсуждала с десятиклассниками оружие Великой Победы, Оксана Шкардун с участниками слета за сорок минут совершила путешествие вокруг света, Ольга Садовникова вместе с четвероклассниками пыталась понять, что же все-таки такое солнце? А Светлана Кузнецова готовила для выпускников витаминный коктейль, с помощью которого осилить задания ЕГЭ будет не в пример легче. И здоровью усиленная учеба по методике Светланы Валентиновны не только не повредит, а напротив, ее подход к проблеме самочувствие впечатлительных экзаменующихся только укрепит.
В начале XX века ученые назвали открытое чудо-вещество, которое предотвращало многие болезни, витамином В. Определили, что витамин разный. Фактор, предотвращающий болезнь бери-бери, получил название В1. Вещество, которое боролось с пеллагрой, стало называться витамином В3. Индекс «3» ему дали потому, что к тому времени, когда удалось его выделить, уже существовал витамин В2.
Витамины В объединены в одну группу не напрасно. Все эти вещества участвуют в работе центральной нервной системы, в передаче нервных импульсов в мозг и в работе самого мозга. В первую очередь их нехватка сказывается на состоянии нервной системы и на психическом здоровье. Однако у каждого витамина В есть свои «индивидуальные» особенности и свое личное «рабочее место» в организме человека.
Витамин В1 (тиамин) называют витамином «бодрости духа», так как он влияет на нервную систему и умственные способности. Поэтому при нехватке витамина В1 нервы «натягиваются до предела» (тиамин обеспечивает их защиту) и резко ухудшается память, путаются мысли (тиамин участвует в снабжении мозга глюкозой).
Витамин В2 (рибофлафин) - это «двигатель жизни». Он участвует в работе каждой клетки организма, утилизируя энергию и направляя ее «в нужное русло», например на синтез белков. Без этого витамина усилия на тренировке не превращаются в энергию и мышцы. При его нехватке занятия спортом принесут, скорее, усталость, чем бодрость и свежесть.
Витамин В3 (РР, ниацин) иначе можно назвать витамином спокойствия. Он напрямую участвует в биосинтезе гормонов (эстрогенов, прогестерона, кортизона, тестостерона, инсулина). Витамин В3 участвует в синтезе ферментов, которые непрерывно извлекают энергию из сложных молекул, расщепляя их в клетках. Поэтому, когда нам не хватает витамина В3, организм встает перед выбором: энергия или душевное равновесие, физически здоровое тело или хорошее настроение.
Витамин В5 (пантотеновая кислота) - это «повсеместный витамин». Его нехватку заметить довольно просто: если часто затекают руки и ноги, в пальцах возникает ощущение покалывания, значит, пора пополнить запасы пантотеновой кислоты в клетках. Она требуется мозгу, поскольку без нее до него не будут доходить сигналы от органов чувств.
Витамин В6 называют витамином-антидепрессантом, так как он участвует в синтезе нейромедиаторов, к которым относится и «гормон счастья» серотонин - вещество, отвечающее за хорошее настроение, аппетит и крепкий сон.
Витамин В12 защищает от разрушения нервные волокна. Его нехватка вызывает депрессию, спутанность сознания, провалы в памяти. Его дефицит проявляется в мышечной усталости и очень быстрой утомляемости.
Объяснив одиннадцатиклассникам роль витаминов группы В, Кузнецова предложила ознакомиться с его тезками из сборника подготовки к госэкзамену. Так, математика превратилась в предмет, проходящий по вполне здоровьесберегающим технологиям.
А также математик из Коломны предложила ребятам не бояться задавать вопросы на экзамене. «Если чего-то не видно на бланке, подними руку и спроси. Даже если на вопрос не ответят, в протокол будет занесено, что он был задан. А это лишний шанс доказать, что человек заинтересован в том, чтобы сдать экзамен хорошо и избежать нелепых ошибок».
«Что за прелесть эти сказки!» - восклицает лауреат конкурса «Учитель года России-2010» Наталья Талаева. Еще бы, с ее мастерством и «Каша из топора» превратится в увлекательнейшее исследование. Ведь хитроумный солдат с ее помощью становится учителем, который вопреки всем препонам умудряется настоять на своем и сделать из банальных ингредиентов бесподобное яство. Замешенное на любопытстве, творческом горении, ожидании результата, способного потрясти. Талаева с ее кулинарными способностями может разговорить даже портрет. Даже умеющий выдерживать самый стремительный натиск генерал Дмитрий Дохтуров при таком ее скрупулезном подходе сдается и открывает все свои тайны. И исторические, и аксиологические. Да, не хотела бабка кормить солдата, но пришлось... Так и ученик хочет не хочет, а заинтересуется такой наваристой кашей, основу которой составляют уникальные музейные экспонаты.
Любопытство - двигатель эволюции. Победитель конкурса «Учитель года России-2009» Вадим Муранов отточил до блеска свой постулат «От интереса - к знаниям». Только тогда идеи подхватят другие, когда их доносят до окружающих с эмоциональным задором. Поэтому предмет должен быть интересен не только ученику из-за новизны информации, но и самому учителю из-за его исключительной глубины и актуальной остроты. Его убеждение цитирует академик Павел Александров: «Любая научная одаренность складывается из трех компонентов - интеллектуального, волевого и эмоционального. Именно способность к всепоглощающему эмоциональному напряжению и составляет необходимое, часто решающее условие для научного творчества».
Слет - это одна из традиционных возможностей продемонстрировать мастерство ярким педагогам. Уроки дают те, кто уже рискнул поучаствовать в педагогическом конкурсе. Для тех, кто еще только набирается храбрости выставить свои педагогические наработки на общественный суд. Такие встречи важны и для одних, и для других. Они позволяют обогащать свой опыт и находить уникальные метапредметные решения. Именно поэтому уроки и пение с абсолютным победителем конкурса «Учитель года России-1992» Артуром Зарубой «Учительского вальса» перемежались неформальным, но весьма бурным обсуждением возможных новых форм повышения квалификации с заместителем министра образования правительства Московской области Любовью Суздальцевой.
В инсценировке подольских ребят «Сказки о рыбаке и рыбке» счастливый конец - в их пьесе побеждает любовь. Ну покапризничала старуха, но что значат все блага наземного и даже морского мира по сравнению с чувством близости, защищенности, сердечной привязанности? Теплота человеческого общения - самая большая ценность. Тем более что слет стартовал в Международный день доброты, о чем напомнила на церемонии открытия министр образования правительства Московской области Лидия Антонова. И несмотря на самые затейливые новации, главным в школе остается учитель, человек с горячим сердцем и неспокойным характером, дающим ему силу учить и учиться. А главное - любить. Профессию. Жизнь. Людей.