В условиях перехода на новые образовательные стандарты с 2008 года на старшей ступени здесь ведется профильное обучение на основе индивидуального учебного плана, который наиболее полно реализует идею индивидуализации обучения, максимального учета познавательных потребностей и особенностей личности обучаемых. Выбор был сделан в пользу двух: психолого-педагогического (профильные предметы: методика и психология дошкольного воспитания, введение в психологию) и информационно-технологического (профильные предметы: математика, информатика и ИКТ). Одним из важных показателей успешного внедрения индивидуальных учебных планов в процесс обучения стали результаты поступления в вузы выпускников 2010 года. 10 учащихся из 15 выбрали профессии, связанные с профильными предметами.
С целью внедрения деятельностного компонента ФГОС на основе проектных методов в школе организовано тьюторское сопровождение в процессе обучения. Педагоги помогают ребенку выбрать тему проекта, освоить азы учебно-исследовательской деятельности. Создана группа педагогов-консультантов по вопросам проектной деятельности. Эта группа консультирует педагогов и проводит занятия с детьми.
В школьном ученическом совете действует комитет науки - активисты проектной деятельности в школе. Эти учащиеся участвуют в организации работы школьной научной конференции. Проекты, выполненные детьми, очень разнообразны по тематике и областям науки. Многие проекты интегрированные, то есть позволяют ребенку увидеть целостную картину мира, что делает их особенно ценными для развития компетентностей детей. Проекты, которые делают дети всего класса, примечательны и с воспитательной точки зрения. Высока доля исследовательских проектов, особенно в среднем и старшем звеньях школы.
Каждый детский исследовательский проект, курируемый педагогом школы, представляется на уже ставшей традиционной школьной научно-исследовательской конференции «День науки». Это общешкольный праздник, на который приглашаются родители и присутствуют все школьники. Именно на нем происходит подведение итогов проектной деятельности. Защита проектов происходит в секциях по направлениям - социальные, исследовательские и информационные проекты и вызывает неизменный интерес слушателей.
Ребята, ставшие победителями школьной конференции, выходят со своими работами на муниципальный и областной уровни.
В 2009-2010 учебном году девятиклассник Максим и восьмиклассник Денис Мальковы заняли III место в областной выставке лучших работ учащихся по техническому творчеству. Восьмиклассница Таня Васильева и одиннадцатиклассник Иван Маслов стали участниками конкурса ученических исследовательских и проектных работ журнала «Экология и жизнь». Ежегодно новощаповские школьники блистают в муниципальном конкурсе юношеских исследовательских работ «День науки».
В 2009-1010 учебном году ребята приняли участие в районной акции «Чистая вода». Они со своими проектами выступили на научно-исследовательской конференции. Тьюторская деятельность педагогов способствует развитию познавательной и деятельностной активности детей, создает условия для формирования у учащихся способности к осознанному анализу своей деятельности и самостоятельным действиям; воспитывает творчески активного и ответственного за результаты выполненной работы, уважающего правовую, экологическую, коммуникативную и информативную культуру человека.
На протяжении многих лет основной целью воспитательной работы школы служит формирование социально активной и социально самоопределившейся личности с высокой духовно-нравственной культурой и твердой гражданской позицией. Школа - постоянный участник ежегодных областных Рождественских чтений, проводимых Московской епархией Русской православной церкви и Министерством образования Московской области. Работы учителей и школьников нередки в сборниках, куда обычно входят лучшие материалы года.
Школьный историко-краеведческий музей родился в 1961-м. Здесь есть собственный зал памяти, есть своя картинная галерея, где полотна местного художника Михаила Кривушкова перемежаются с творческими работами детей, есть уголки крестьянского быта, народного образования Новощаповского края.
Накопленный опыт работы по духовно-нравственному воспитанию позволил образовательному учреждению в 2008 году включиться в инновационную деятельность муниципального уровня, а в 2010 году стать кафедральным базовым образовательным учреждением Педагогической академии последипломного образования по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников». В школе апробированы и ведутся учебные курсы «Основы православной культуры», «Духовное краеведение», «Мировая художественная культура», «Русское речевое общение», «История мировых религий». В этом учебном году их список пополнился новым экспериментальным курсом «Экология культуры», разработанным для 5-6-х классов учителем русского языка и литературы Еленой Прокудиной.
Курс «Экология культуры» состоит из пяти разделов:
- «О предмете «Экология культуры» и его базовых понятиях»;
- «Остров детства моего» (экология детства);
- «Во время оно...» (экология памяти);
- «И мы сохраним тебя, русская речь...» (экология языка);
- «Азбука нравственности, или Экология души».
Через все разделы курса «Экология культуры» проходит мысль о созидательной и огромной воспитательной роли православия. Рассказ о традициях русского народа призван придать курсу особую атмосферу духовности. В процессе работы дети должны твердо усвоить мысль о том, что мир во всех своих многообразных проявлениях прекрасен и его нужно беречь, украшать добрыми делами и поступками, искореняя ростки зла.

Лариса АЛЕКСЕЕВА, директор Новощаповской школы, Клинский район