Ключевая фигура
Но учитель передает не только знания, но также культурные навыки, эмоции, нравственные понятия.
Именно поэтому роль и место учителя в современном образовании находятся в фокусе общественного внимания, служат важнейшими понятиями в реализации стратегической инициативы «Наша новая школа». Учитель - ключевая фигура современной школы, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. Какой он, современный учитель?
Очевидно, что учитель нового поколения - это личность, которая профессионально растет ежедневно и отвечает на вызов времени. Традиционный учитель (монополист в передаче и интерпретации необходимого знания) уходит со сцены, востребован новый тип педагога: исследователь, воспитатель, консультант, организатор, руководитель проектов.
Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в новом типе учителя - творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, способном на рефлексы профессиональной деятельности и умеющем прогнозировать возможные направления развития образования.
Современный образ учителя определяется не только набором черт, качеств идеальной модели учителя в сознании ученика, но и новым коммуникативным имиджем школьного педагога, который сложился в современной России.
Позитивные результаты учебно-воспитательного процесса определяются не столько образовательными стандартами, учебными планами, программами и учебниками, сколько педагогом, уровнем его общей и профессиональной культуры, готовностью эффективно работать в эпоху глобальных социально-экономических перемен.

Свободомыслие приветствуется
Актуальными для профессионализма учителя становятся культурная, профессиональная, педагогическая мобильность.
Культурная мобильность педагога - это прежде всего способность самостоятельно и свободно мыслить и оценивать события, творчески воспринимать учебные программы и предлагаемую информацию, способность к критическому мышлению, умение находить нестандартные решения в новых ситуациях, умение предвидеть характер и ход изменений как в изучаемой области, так и в общественном развитии.
Профессиональная мобильность как часть социальной мобильности может быть представлена вертикальной и горизонтальной лестницами в становлении карьеры. Вертикальная педагогическая мобильность невозможна без таких качеств педагога, как гибкость, дивергентность (повышение разнообразия в процессе психического развития), конвергентность (то есть, напротив, усиление избирательности), способность рассуждать, рефлексировать, принимать активную социокультурную позицию. Вертикальная мобильность - это движение по административной лестнице в сфере образования. Например, учитель - завуч - директор - глава Департамента образования.
Педагогическая мобильность - это способность педагога организовать содеятельность с другими субъектами образовательного процесса (учащимися, их родителями, коллегами, администрацией) в соответствии с целями и задачами современной концепции образования, ценностями мировой, отечественной, региональной и национальной культуры, реализуя свою социокультурную и социально-профессиональную компетентность, в том числе в процессе осмысления и прогнозирования результатов организуемых им субъект-субъектных отношений.

Человек с характером
В психологии педагогического труда принято выделять особенности личности учителя, деятельности и педагогического общения. При анализе психологии личности учителя выделяют прежде всего те особенности, черты, проявления личности, которые отвечают требованиям педагогической профессии, обеспечивают успешное овладение полноценной педагогической деятельностью.
Принято выделять в структуре профессионально значимых качеств личности учителя четыре подструктурных блока: 1) идейно-нравственный моральный облик; 2) педагогическая направленность; 3) педагогические способности - общие и специальные; 4) педагогические умения и навыки.
Профессионализм учителя проявляется в следующем:
- способность делать учебный материал доступным для учащихся;
- понимание учителем ученика;
- творчество в работе;
- психолого-педагогическая поддержка и сопровождение детей.
Исходя из логики педагогического процесса важнейшие профессиональные способности и качества учителя можно свести в группы:
а) педагогическая эрудиция;
б) владение педагогической технологией;
в) владение педагогической диагностикой;
г) научно-исследовательская работа по педагогике.
Учитель нового поколения должен обладать рядом компетенций:
- когнитивной (профессионально-педагогическая эрудиция);
- психологической (эмоциональная культура и педагогическая зоркость);
- коммуникативной (культура общения и педагогический такт);
- риторической (профессиональная культура речи);
- профессионально-технической (современные технологии и методики их применения);
- профессионально-информационной (мониторинг и диагностика).
Компетентный учитель - это специалист, имеющий основные психолого-педагогические знания, овладевший профессиональными умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса.
Личность учителя с позиций компетентностного подхода рассматривается в ее внутренней целостности, где профессиональное и личностное «я» тесно связаны системой ценностей. Учитель выступает как человек, ориентированный на добровольное выполнение определенных социально-нравственных функций в обществе, как индивидуальность во всем своеобразии своих возможностей и способностей.

В вечном поиске
Педагог находится в поисковом режиме, он перестраивает свою деятельность в соответствии с профессионально-личностной направленностью, повышает эффективность деятельности и рефлексивность.
С профессионально-образовательной точки зрения учитель:
- способен осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру;
- способен применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;
- готов использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса;
- способен формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики;
- способен руководить исследовательской работой учащихся.
В области научно-исследовательской деятельности способен анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; готов использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач; готов самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки.
С общекультурной точки зрения педагог способен совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень; готов использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач; способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности; способен формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач; способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.
С позиций управленческой деятельности он готов исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы; умеет организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы; умеет использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт; готов к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов; способен проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта; готов проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения.
Учитель новой школы:
-  организует непрерывное длительное наблюдение за состоянием среды и управление ею путем своевременного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных критических или недопустимых ситуаций;
- организует процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения;
- проводит выявление и оценивание проведенных педагогических действий, при этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям;
- организует систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза;
- использует научно обоснованную систему периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и представления полученных данных для принятия решений.
Мониторинг предоставляет информацию для принятия стратегических и тактических решений. Кроме того, мониторинг профессиональной деятельности педагога становится основной формой и методом работы самого учителя. Деятельность субъектов мониторинга носит накопительный и аналитический характер. Содержание мониторинга отражает информацию об уровне профессионализма педагога. Выработка той или иной стратегии определяется тем, над какой темой работает в данный момент школа.

Расширяя границы
Необходимо самообразование учителя, если оно связано не только с узкодидактическими целями, а исходит из идеи всестороннего развития специалиста как личности. Чем активнее учитель использует информацию для развития собственной личности, тем больше ее «педагогический выход», тем больше информация превращается в средство воспитательного воздействия педагога.
Педагогическое самообразование - это расширение полученных в вузе знаний, творческое усвоение учителем своей профессиональной роли с целью адекватного исполнения. На разных этапах профессионального становления учителя самообразованию принадлежит важнейшая, но содержательно и методологически по-разному организованная роль.
Важным стимулом развития профессиональной мобильности является создание временных творческих групп с единой педагогической идеологией и высокой мотивацией работать совместно над общей проблемой.
Образ нового учителя невозможен без его способности к участию в научно-исследовательской, творческой деятельности.
Если уже на первом этапе практическая педагогическая деятельность строится как творческая, исследовательская, то освоение профессиональной культуры проходит более быстрыми темпами и дает лучший результат. Педагог, приступающий к профессиональной деятельности с установкой на творчество, имеющий потребность проведения научных исследований, в ходе всего пути своего становления как профессионала будет и дальше ориентирован на повышение своего мастерства, освоение новых, более сложных методов научной и практической деятельности. Поэтому включение педагога со студенческой скамьи в научно-исследовательскую деятельность - это объективное требование современной профессии педагога.
Научно-исследовательская работа педагогов-практиков формирует у них интерес к философским основам педагогического знания, к освоению разнообразных методов организации научного исследования, к изучению тонкостей технологии их применения сначала при решении достаточно простых, а потом все более усложняющихся творческих педагогических задач. Этому способствует как их психологическая подготовка к научно-теоретической и практической деятельности, так и их теоретическая и организационно-методическая подготовка. При оценке работы современного педагога обязательно оценивается и поощряется творческий подход к работе с учениками.
На современном этапе для педагога значимо овладение не только знаниями по общей педагогике, но и основами других отраслей педагогики, например коррекционной или превентивной, а также владение технологиями организации инклюзивной, коррекционной, превентивной деятельности. Дифференцированный подход к учащимся предполагает учет специфики работы не только с нормально развивающимися, но и с одаренными, проблемными, больными детьми, детьми девиантного поведения в плане их общего и социального развития.
Именно с точки зрения того, каким должен быть современный учитель, мы и рассматриваем задачи педагогического образования,  такие как повышение его качества, конкурентоспособности, престижа педагогической профессии.

Новые задачи традиционных институтов
Подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях ставит перед педагогическими вузами новые задачи: углубление фундаментальности, интегративности, преемственности, практической направленности, профессиональной педагогической подготовки:
- реализация информационных, личностно ориентированных и других современных технологий, повышение компьютерной грамотности студентов;
- дальнейшее развитие системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
В свете решения поставленных задач одним из основных направлений модернизации педагогического образования стало совершенствование содержания и структуры подготовки современного учителя.
В федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование (бакалавриат)» определены профессиональные задачи, которые выпускник вуза обязан решать. Впервые детально прописаны задачи как в  области педагогической, так и в области культурно-просветительской деятельности будущего учителя. В стандартах отражено требование подготовки не только профессионала-предметника, но личности учителя, владеющего нормами профессиональной этики в отношениях с коллегами, учениками, их родителями, обществом.
В стандарте нашли отражение также требования к современному учителю не только как к носителю информации, но и как к профессионалу, понимающему многовариантность современного мира, способного обучить учеников искать и находить решения в изменяющихся условиях. Впервые специально указывается на то, что выпускник должен в своей деятельности использовать нормативные правовые документы. В то же время известно, что подготовка будущего педагога к воспитательной деятельности является сложной и важной задачей. В стандартах полно прописаны технологические и аналитико-диагностико-проектировочные компетенции, воспитательные компетенции отражены гораздо слабее.
В содержательной части стандартов указан вклад каждой дисциплины в формирование компетенций. Компетентностный подход, безусловно, является достоинством новых стандартов.
Основной отличительной чертой новых стандартов является содержание, предполагающее модульное построение учебных планов. При этом «вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения». Таким образом, студент сам вправе выбирать конкретные модули (дисциплины) в пределах объемов учебного времени, отводимого на освоение дисциплин. В этом проявляется вариативность и индивидуализация подготовки.
Программа подготовки педагогических кадров должна строиться на основе:
    компетентностного подхода;
    многоуровневости образования;
    вариативности и преемственности образовательных программ;
    интеграции науки и образовательного процесса, активного включения студентов в научную деятельность;
    использования современных образовательных технологий;
    новых форм организации учебно-воспитательного процесса и признанных мировым сообществом принципов обеспечения и оценки качества образования.
Важнейшим направлением подготовки учителя для современной школы представляется психолого-педагогическая подготовка, которая включает в себя формирование педагога, способного решать задачи, стоящие перед современной школой.
А судьи кто? Дети!
Для эффективного осуществления педагогической деятельности учитель должен обладать объективными научными знаниями об индивидуальных особенностях детей.
Большое значение в современной школе приобретает внедрение в образовательный процесс информационно-деятельностного подхода в обучении, дополнение на всех этапах обучения репродуктивных форм работы творческими формами.
Обязательным условием формирования высококлассного специалиста является его постоянное профессиональное совершенствование. Ключевую роль в этом процессе призвана сыграть региональная система переподготовки и повышения квалификации кадров, которая постепенно выходит на качественно новый уровень.
Участниками сетевого объединения, в которое входят все ведущие вузы Московской области, проделана значительная работа по становлению региональной сети повышения квалификации учительских кадров.
В рамках сетевого объединения:
- обеспечен переход от эпизодического кратковременного повышения квалификации к постоянному патронажу профессионального и личностного роста учителя;
- произошла повсеместная смена форм повышения квалификации на инновационные:  в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что в современных условиях наиболее эффективны модульные программы повышения квалификации, основанные на активном использовании новых информационных технологий, включающие проектную деятельность, которые позволяют осуществить вывод системы ПК из режима репродуктивной педагогики в интерактивный режим;
- конкурсный отбор программ в региональной системе повышения квалификации служит гарантией качества, обеспечивает конкурентную образовательную среду и возможность большего выбора работником и учреждением содержания и форм повышения квалификации;
- условия прохождения ПК в сети обеспечивают более тесную связь процедур аттестации с повышением квалификации.
Тенденции динамики социально-экономического развития Московской области и актуализированные в данном контексте требования качества образования выдвигают на первый план необходимость дальнейшего развития региональных вузов как ресурсных центров педагогического образования, ориентированных на формирование профессионально-компетентностного корпуса педагогических кадров.
Прошел VII слет членов клуба «Педагог года Подмосковья», существующего уже более семи лет и объединившего поистине талантливых педагогов. Это тоже своеобразный курс повышения квалификации. Более 50 уроков и мастер-классов, которые были проведены в рамках слета, - новая ступень в повышении мастерства подмосковных педагогов, разнообразия их деятельности. Вижу, что и взаимодействие с представителями других регионов на таких встречах весьма полезно для всех. У нас есть чем поделиться, и мы всегда готовы учиться у других.

Лидия АНТОНОВА, министр образования правительства Московской области