- Л​юбовь Николаевна, на основе анализа существующих концепций повышения квалификации с учетом особенностей современного этапа развития педагогической науки и практики установили, что современная система должна быть адаптивной и учитывать профессиональные потребности всех категорий педагогов, а также конкретные условия функционирования каждого образовательного учреждения. Как это происходит на деле?
- Адаптивность обучения предполагает приспособление всех элементов педагогической системы (целей, задач, содержания, форм организации обучения, методов, способов, средств и технологий обучения, форм организации практической и самостоятельной деятельности слушателей, планирования и диагностики достижения результатов обучения, роли преподавателя) к современным требованиям, предъявляемым государством, педагогическим сообществом и лично педагогом к последипломному образованию, в частности к системе повышения квалификации.
Адаптивная система повышения квалификации должна строиться с учетом общедидактических принципов (научности, индивидуализации учебной деятельности, сознательности и активности, системности, последовательности) и системы специфических принципов, которые коррелируют с общедидактическими.
- Вы говорите, что учитываете общедидактические принципы. Какие именно?
- Безусловно, принцип динамичности, который предполагает свободное изменение содержания адаптивных программ курсов на основе государственного заказа и профессиональных потребностей слушателей (содержание программ можно в любое время изменять и дополнять).
Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания и осознания участниками курсовой подготовки ее близких, средних и отдаленных перспектив. Этот принцип лежит в основе построения индивидуальной образовательной траектории педагога.
Принцип разносторонности методического консультирования требует высокого профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и педагогической деятельности педагога.
Принцип паритетности требует субъект-субъектного взаимодействия профессорско-преподавательского состава и участников подготовки.
Необходимо отметить, что центральное место в адаптивной системе обучения занимает слушатель, его деятельность. Адаптация процесса обучения базируется на таких фундаментальных качествах слушателя, как индивидуальность, личность, рефлексия.
- Значит ли это, что необходимо выстроить индивидуальную образовательную траекторию слушателя курса повышения квалификации?
- Да и не только. В первую очередь это отбор содержания курсовой системы. Решение этой задачи с учетом требований государственной образовательной политики в области повышения квалификации возможно через сочетание инвариантной и вариативной частей системы курсовой подготовки слушателей. При этом во главу угла должны быть поставлены гибкость и модульность построения такой системы. Каждый модуль также может быть представлен в виде набора разделов (блоков), причем такой набор должен быть избыточным, чтобы для каждой отдельной категории слушателей (или отдельного слушателя) можно было составить модуль из различного набора разделов (блоков). Разделы в наборе могут различаться как по содержанию, так и по времени, отводимому на его освоение.
Так, например, в Педагогической академии последипломного образования реализуется академический инвариантный модуль, который включает в себя разделы по вопросам государственной образовательной политики; по психолого-педагогическим основам образовательной деятельности; по основам профессиональной компетентности педагога. При этом для руководителей образовательных учреждений (их заместителей, кадрового резерва) основным разделом является первый раздел, для педагогов-психологов (социальных педагогов, воспитателей) - второй раздел, для учителей и преподавателей - третий.
Что касается кафедрального инвариантного модуля, который включает в себя компоненты о новом содержании предметного образования, о современных технологиях и методиках преподавания предмета, об информационных технологиях в преподавании предмета, об основах безопасности образовательного процесса по предмету, то совершенно очевидно, что содержание и акценты при обучении в рамках данного модуля специалистов, имеющих небольшой стаж работы, и высококвалифицированных работников образовательных учреждений будут различными.
Таким образом, по одним и тем же инвариантным модулям возможно (и даже необходимо) выстроить совершенно разные программы обучения, точно отражающие требования различных заинтересованных сторон (государства, региона, работодателя, самого работника).
- На что, собственно, ориентированы вариативные модули?
- Вариативные модули обучения ориентированы в первую очередь на инновационность и актуальность их содержания и предлагаемых технологий обучения, нацеленных на максимально полное удовлетворение профессиональных запросов специалистов образовательных учреждений региона.
При формировании содержания программ повышения квалификации по подготовке слушателей к освоению новых видов профессиональной деятельности необходимо правильно определять спектр целевых групп, на которые должны быть направлены такие программы. Целевые группы (кластеры) могут задаваться различными параметрами. Например, задав в качестве основного параметра стаж работы, мы получим следующие кластеры: «молодые учителя»; «учителя, имеющие стаж работы от 5 до 10 лет»; «учителя, имеющие стаж работы более 10 лет».
Если основным параметром выступает уровень квалификации работника, то кластеры могут выглядеть так: «не имеющие квалификационной категории»; «имеющие 1-ю квалификационную категорию»; «имеющие высшую квалификационную категорию».
По расположению в регионе это будут руководители либо педагоги сельских малочисленных школ; руководители либо педагоги городских школ.
По особенностям основной образовательной программы - учителя-инноваторы; учителя профильного обучения; педагоги, работающие в системах развивающего обучения; учителя, приступающие к апробации федерального государственного образовательного стандарта.
Для каждого кластера целесообразно разрабатывать индивидуальные модули с учетом их профессиональных потребностей, которые могут быть отражены в формируемых на основе постоянного изучения таковых базах данных (например, персонифицированная база данных работников образования Московской области).
- Как же оценивать человека, обучающегося по индивидуальному плану?
- Модульная система обучения, в основе которой иное, чем сегодня, построение содержания образования, требует изменения организации усвоения, форм контроля и оценки учебных достижений слушателей. Важнейшим инструментом решения этой задачи может стать кредитно-модульная система построения индивидуальной образовательной траектории слушателей в системе повышения квалификации. Слушатели получают возможность ступенчатого освоения программ дополнительного профессионального образования, в том числе за счет расширения временного промежутка освоения программ, получения возможности освоения программ в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений. В сетевом взаимодействии участвуют учреждения высшего и среднего профессионального образования Московской области, а также учреждения дополнительного профессионального образования - Педагогическая академия последипломного образования (головное учреждение сетевого взаимодействия) и муниципальные учреждения повышения квалификации. Слушатель имеет право на выбор учреждения образования для освоения не только программ вариативных учебных модулей, но и программ академического и кафедрального инварианта. Это в свою очередь повышает мобильность системы дополнительного профессионального педагогического образования.
Важно отметить, что использование кредитно-модульной системы для организации усвоения образовательных программ повышения квалификации подразумевает модульную структуру образовательной программы, использование зачетных единиц (кредитов) для оценки трудоемкости, использование балльно-рейтинговых систем оценки знаний в процессе сертификации по результатам усвоения образовательной программы, участие слушателя в формировании индивидуального учебного плана (например, через заполнение персонифицированной базы данных работников образования), увеличение доли самообучения в образовательном процессе, увеличение гибкости образовательных программ.
- Внедрение системы модульного обучения требует достаточно значительных изменений в содержании обучения, структуре и организации образовательного процесса, подходах к оценке качества подготовки слушателей. Наверное, изменится и учебный материал?
- Структуру и форму представления учебного материала, конечно же, придется изменить - это придаст образовательному процессу большую гибкость и адаптивность. И будет внимательный подбор формы обучения, наиболее эффективной для данной категории слушателей с учетом предлагаемого содержания учебной программы. Очевидно, что умелое сочетание очной, очно-заочной и заочной форм обучения с обязательной дистанционной поддержкой образовательного процесса может дать весьма ощутимый результат. При этом, какая бы форма обучения в рамках того или иного модуля ни была выбрана, встает вопрос о правильном сочетании лекционных и практических занятий с самостоятельной работой слушателей над программным материалом. Именно практические занятия, а особенно самостоятельная работа с возможностью распределенного (дистанционного) сопровождения, наиболее ярко высвечивают индивидуальную направленность обучения.
Индивидуализация процесса обучения невозможна без обязательного наличия вариативных (в том числе разнообразных практико-значимых) и многоуровневых заданий, подобранных по определенному принципу в «кейсы». Выбор этих заданий зависит не только от решения преподавателя, но и от решения слушателей, у которых всегда есть возможность выбора и перехода к более интересному (значимому), с точки зрения слушателя, или сложному заданию. Выбор этот возможен только тогда, когда слушатель в полной мере осознает, на каком этапе своей индивидуальной траектории обучения он находится. К этому состоянию его должен привести преподаватель как можно раньше.

От этого зависит весь процесс не только обучения, но и всего развития личности слушателя, которая берет на себя ответственность прийти к конкретному запланированному результату за определенный промежуток времени.
- Такая связь может основываться на рефлексии...
- Разумеется. Рефлексия в педагогике - это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «преподаватель - слушатель». Обучение на основе рефлексируемого опыта эффективно уже потому, что рефлексия сама по себе всегда порождение нового знания в сознании индивида. Ведь именно рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс глазами слушателей, учесть их индивидуальные особенности, дать самостоятельную оценку ими своей деятельности и ее результатов. Рефлексия в адаптивной системе обучения помогает слушателю понять, каких высот он добился в освоении индивидуальной образовательной траектории, и помогает преподавателю более планомерно строить процесс обучения. Поэтому принцип постоянного проведения рефлексии - эффективный путь к достижению запланированных результатов в адаптивной системе обучения.
Сегодняшняя система повышения квалификации педагогических кадров по многим параметрам уже не соответствует требованиям современной школы, обязывающей педагогов быть профессионалами в психолого-педагогической и предметной областях знаний, руководителей - грамотными и эффективными управленцами, а тех и других вместе - адекватными запросам государства и общества в области образования, а также потребностям конкретных образовательных учреждений. Все более четко ощущаемый разрыв между традиционными концепциями повышения квалификации педагогов и динамикой развития образовательных учреждений заставляет пересматривать модель в сторону наиболее эффективного использования творческих возможностей каждого педагога, усиления его личностного участия в исполнении образовательного процесса. А мы хотим, чтобы качественное повышение квалификации педагогов позволило эффективно внедрять в практику конкретных образовательных учреждений современные педагогические технологии, ориентированные на получение новых образовательных результатов.