В изложении же Хлебниковой это оказалось увлекательнейшим занятием. Слова Конфуция, вынесенные в эпиграф урока: «В стране, где правят хорошо, страшатся бедности. В стране, где правят плохо, страшатся богатства», - сразу же дали понять, что урок будет предельно конкретным и острым. Скажем, налоги. Светлана Юрьевна не только вместе с мальчиками выяснила, что они бывают прямыми - с доходов граждан (подоходными) и косвенными - налог с расходов (то, что входит в цену товаров), но и подвела к проблеме. «Вот вы задумывались, хорошо это, что у нас самый низкий в мире подоходный налог - 13%, тогда как в Америке один из самых высоких - 60%?» - обратилась она к ребятам. Те сориентировались: «Зато у американцев зарплата такая высокая, что они все равно получают больше, чем мы».

- А вы знаете, например, сколько стоит бутылка водки на заводе? - продолжила мысль Светлана Юрьевна. - 15-20 рублей, а нам ее продают начиная от 40 и выше.

- Ого, это у нас такой высокий косвенный налог?! - удивились парни.

- Маленькая хитрость государства! - улыбнулась учительница. - Гражданам внушается, что прямой налог у нас низкий, а на самом деле с нас берут много на косвенном налоге.

И только после примера Хлебникова вывела формулу: «В развитых государствах прямой налог - высокий, а те страны, где он низкий, считаются развивающимися».

Урок Хлебниковой вообще покорил меня умением в предельно простой форме говорить о сложных вещах и выходить на высокое и вечное, рассуждая о самом что ни на есть материальном. Так, после совместного выяснения происхождения и видов денег, зарождения рынка и его законов наша героиня неожиданно спросила мальчишек:

- Как вы думаете, деньги портят людей?

В связи с вопросом Светлана Юрьевна напомнила об Иуде и его 30 сребрениках и о римском императоре, догадавшемся брать деньги за справление людьми естественной нужды, то есть с туалетов.

- Так деньги не пахнут? - хитро прищурилась учительница.

Ребята притихли. Однако Хлебникова не подвела учеников к однозначному ответу. Вместо этого она раздала небольшой рассказ о дореволюционном купце, или, как сказали бы теперь, бизнесмене Андрее, который заработал капитал упорным трудом, начиная с малых лет. Заработанные деньги Андрей вложил в маленькую пекарню, чуть не прогорел, но придумал ноу-хау - посыпать булочки душистыми травами - и в результате разбогател и завел большое дело. При этом он не забывал исправно платить работникам достойную зарплату и заниматься благотворительностью. Конечно, учитель нарисовал идеальный портрет предпринимателя. Однако теперь эти ребята будут знать, что есть и такая модель поведения состоятельного человека...

...Ей-богу, я даже позавидовала иркутским ребятам, идущим сегодня в профтех. Если в наших училищах будет больше таких педагогов, как Светлана Хлебникова, справедливо победившая на областном конкурсе «Учитель года НПО-2004», стране гарантировано новое поколение грамотных специалистов и думающих молодых людей.

Иркутск