В последние годы особенно возросла активность общества - родители, педагоги, представители общественности бурно реагируют на каждое предложение органов образования, будь то министерство или районное управление. На любом интернет-форуме, в любом печатном издании, на любом канале можно ознакомиться с мнением населения страны о грядущих изменениях. Никто не возражает против необходимости перемен, споры вызывают скорее расхождения предложений «сверху» с действительностью.

Начальник отдела образования Советского района Новосибирска Зинаида Александровна ГРЕБНЕВА поддерживает идею реструктуризации школ в тех случаях, когда она вызвана реальной необходимостью:
- Нужно понимать мотивы, цели и сам процесс реструктуризации школ. В 2007 году Новосибирская область начала осуществлять программу модернизации образования области. Цель всех изменений - создание лучших условий для обучения детей и труда учителей. Введение новой системы оплаты труда НСОТ, подушевого финансирования школ ПФО, безусловно, повлияло на начало процесса. Сначала мы определили, с какими школами района нужно работать в первую очередь. На окраине района была школа №6. Как все типовые школьные здания района, она рассчитана на 800-900 учащихся. На момент начала реструктуризации в ней остались 84 ученика, 8 учителей, увы, все преклонного возраста. Государство дотирует школы, но в таком крайнем случае учебному заведению выжить очень сложно. Здание находилось в аварийном состоянии. Мы предложили объединить школу №6 с ближайшей к ней школой №165. Процесс обсуждений и согласований занял не один год - родители, ученики не хотели переходить в другое учебное заведение. В настоящее время в здании ведется капитальный ремонт, планируем открыться в 2012 году, надеемся разместить здесь начальную школу и дошкольные учреждения.
Мне приходилось бывать в школе №6. В ней работали прекрасные учителя, настоящие подвижники. Но, увы, если несколько лет назад небольшой коллектив очень пожилых учителей поздравлял одного из педагогов с 55-летием трудовой деятельности, понятно, что учебное заведение прекратило свое существование естественным путем. В вымирающую школу никто работать не пойдет. Возродится ли она к жизни, зависит от того, какова будет демографическая ситуация. Начальные классы и дошкольные группы можно набрать только в том случае, если будут дети.
- Следующей на очереди оказалась школа №125, тоже одна из старейших в районе, - говорит Гребнева. - В последние годы в одном здании размещались два учебных заведения - средняя общеобразовательная школа и вечерняя школа. Два педагогических коллектива, два директора, две статьи расходов в одном здании. Мы тщательно проанализировали ситуацию. В школе №125 было 114 учеников, 58 из них - жители района, остальные приезжали из других районов города и даже из близлежащих сел. Мы предложили объединить эту школу со школой №190, где на начало 2010-2011 учебного года обучались 428 учащихся в 17 классах, работали 32 учителя. Кстати, объединение школ не означает, что ученики непременно должны переходить в то учебное заведение, с которым осуществлено слияние. Так, после реструктуризации в школу №190 перешли только 15 человек, остальные предпочли другие учебные заведения города. В здании бывшей школы №125 осталась вечерняя школа.
Мои окна выходят на школу №162, детские голоса звенят на всю округу даже в морозы. Французский язык здесь идет по углубленной программе, школа осуществляет многочисленные международные проекты, ученики занимают призовые места на олимпиадах и конференциях, большинство выпускников продолжают обучение в вузах города. Детей в ней обучается примерно половина от того количества, какое может вместить здание. Было время, когда учебное заведение работало в две смены, в последние годы необходимость второй смены отпала. Часть помещений сдается в аренду. Вызвано это опять-таки демографической ситуацией. В силу специфики профиля вопрос об объединении французской школы с другими, где преподается английский язык, не стоит. Может быть, учитывая успешную деятельность школы, стоит подождать, посмотреть, как отразится на наполняемости классов рост рождаемости. В настоящее время полностью заполнены лишь несколько школ самого большого района столицы Сибири - гимназия №6, гимназия №3, лицей №130... Многие учащиеся приезжают в них на учебу из других районов, из близлежащих населенных пунктов области. Работая с выпускными классами несколько лет назад, я отметила простую статистику: пешком в школу приходили, например, всего трое учеников из 25. Остальные приезжали из разных мест, некоторые дети тратили на дорогу час-полтора. Несколько человек проживали в семьях родственников - родители пошли на то, чтобы привезти их из другого города, дать им возможность закончить учебу в престижной школе, получить больше шансов на поступление в университет. Понятно, что и родители, и дети предпочитают школу с хорошей репутацией, такую, где и классы наполнены, и учителей достаточно. Психологи говорят: если ребенок учится в опустевшей школе, повышается уровень тревожности. Заполнить учебные заведения детьми, проживающими в районе, похоже, пока объективно невозможно.
Реструктуризация - процесс сложный и временами болезненный. Не всегда то, что кажется очевидным, разумным, рентабельным «сверху», воспринимается родителями, педагогами, детьми. На огромной территории Советского района находится микрорайон Шлюз, где имеются две школы - №119 и №121. 119-я появилась в 1983 году в связи с перегруженностью и явной нехваткой мест в 121-й. В новом помещении начали проводить районные конференции, олимпиады, многие мероприятия. Благодаря участию в различных конкурсах и проектах, а также поддержке спонсоров, родительского комитета в школе №119 есть прекрасно оборудованные компьютерные классы, три спортивных зала. В последние годы количество учащихся на Шлюзе, как и везде, неуклонно снижается. В текущем учебном году в каждой школе осталось около 450 учащихся, то есть половина от того количества, на которое рассчитано здание. Казалось бы, можно начать процесс реструктуризации, то есть объединить два учебных заведения. Однако здесь ситуация кардинально отличается от той, когда рядом стоят практически обезлюдевшая школа и школа, где число учащихся составляет хотя бы половину от расчетного. Здесь два педагогических коллектива, два директора, два родительских комитета. Как провести объединение, что делать со зданиями? Если объединить, кто будет директором? Поместить ли всех учащихся в одно здание, по логике, в более благоустроенное? Или разделить школы на среднюю и старшую в одном помещении, начальную в другом? Отдать свободные кабинеты учреждениям дополнительного образования, детским клубам? Как родителю, мне кажется: если объединять две школы в одну, они должны быть в одном здании. Практически весь учебный год в Сибири приходится на зимнее время года, с октября по май. Чтобы попасть из одного здания в другое, нужно одеться-обуться, иначе в тридцатиградусный мороз невозможно выбежать на улицу, обогнуть одно здание, затем другое. Если в семье двое детей, понятно, что родители хотят приводить их в одно здание, а не в два.
Обсуждение судьбы двух соседних школ продолжается. На сегодняшний день, как подтвердила Зинаида Гребнева, принято мудрое решение: подождать. Педагогические коллективы, родители явно не готовы к реструктуризации. На очереди теперь еще несколько школ района. К каждому случаю органы образования подходят крайне осторожно, внимательно выслушивают все заинтересованные стороны. Какова ситуация с педагогами? Судя по высказываниям учителей, работников образования, одна из причин, по которой в школах катастрофически мало молодежи, - недостаток финансирования. Средняя заработная плата в районе, по официальным данным, 12800 рублей в месяц. Учителя называют иные цифры - 8-10 тысяч. ПФО диктует простейшее условие: чем больше детей, тем больше денег получает школа, тем лучше в ней живется учителям.
Мне кажется, нужна статистика, анализ состояния дел. Сколько первоклассников может ждать та или иная школа в новом учебном году? Сколько в стране педагогов, которые отмечают 40-50 лет трудовой деятельности? Если в школах не останется ни детей, ни учителей, никакая реструктуризация не спасет.

Новосибирск