Пространство для общения
Так начала свое «директорское эссе» Татьяна Олеговна Вяткина, участник Всероссийского конкурса «Директор школы-2010». В этих простых, но опоэтизированных чувством словах заключена важная для нее истина: школа не ограничивается собственной территорией, она продолжается и за стенами. Ученики уходят домой, унося мысли об одноклассниках, созваниваются-переписываются, обсуждая школьные коллизии; педагоги продумывают следующие занятия.
- Идея отношения к школе как месту пересечения живых интересов была положена в основу проекта «Решаем проблемы вместе». Наша 168-я находится в крупном жилом микрорайоне, где, однако, почти нет досуговых центров. Дети же по природе своей склонны сбиваться в стайки, между ними спонтанно устанавливаются социальные связи. Им требуется пространство, где бы можно было общаться со сверстниками, в том числе из других школ. Мы подумали: почему бы не внести в это естественное стремление к общению организационный момент? В детях присутствует врожденная инициатива - наши ученики самостоятельно проводили рок-фестиваль, выставки картин с экскурсиями. Остается ее только направить.
-  Татьяна Олеговна, ученическая самоорганизация - явление ценное, но переменчивое и трудноуправляемое...
- Ставку делаем на инициативное ядро. Действительно, приоритеты в мире учащихся меняются, в последние годы у нас почему-то заглохла активность старшеклассников. Самым деятельным оказалось среднее звено, шестые-восьмые классы, на них упор и надежда. Формы гражданской активности у ребят разные - от волонтерских отрядов до вахт памяти. Особенно популярны дебаты: детям интересно обсуждать вполне взрослые темы, к дебатам они готовятся порой более серьезно, чем к урокам. Темы выбираются всегда спорные - «Нужна ли оценка», «Незнание - это сила или слабость?» и даже такие острые, полемические, как «Без алкоголя в России не прожить». Причем школьники находят убедительные научные и статистические данные, опровергающие стереотип представления о выпивке как о нашей непременной национальной черте. В дебатах заинтересованно участвуют и родители. Школа становится площадкой, объединяющей людей помимо учебы.
И все-таки проект не был реализован так, как задумывался. Предполагалось, что в нем примут участие коллективы и соседних образовательных учреждений. Первоначально те подтвердили желание объединить усилия и организационные ресурсы, но потом оказалось, что «нет времени», «много собственных забот» - добрая воля потенциальных участников сошла на нет. На реальное межшкольное взаимодействие выйти не удалось. Пока.

Инициатива не наказуема
Наш разговор с Татьяной Вяткиной постоянно возвращался к тому, что является базой для успеха любого дела, - к инициативе. А также к ее отсутствию как основной причине неудач. Ее собственная личная инициатива сейчас направлена на выработку четкого представления о миссии школы, которое было бы принято большинством сотрудников.
- Чтобы двигаться, нужно знать куда. Прежде чем внедрять инновации, нужно понимать, насколько они соответствуют стратегическим целям конкретного учебного заведения. Мы провели анализ основных проблем и потребностей школы (собеседования, социологические исследования, анкетирование учеников, родителей, педагогов) и определили концепцию развития. Главным словом, вмещающим много разных аспектов, стало для нас «здоровьесбережение». Это широкое понятие. Включает физическое, психологическое состояние детей, но не только. Речь идет о формировании поведенческих установок, моральных принципов (духовное здоровье), активной жизненной позиции.
- Какие подводные камни встречаются на этом пути?
- Неготовность ряда педагогов изменить стереотипы. Не все ясно понимают, что значит «вектор развития школы», считают: «дай бог выполнить госстандарт», «я 20 лет работаю, зачем меняться», ленятся: «кто-нибудь другой, но не я». Недостаточный интерес школьников к учебе тоже создает сложности, но и здесь многое зависит от педагога. Мы провели исследование и выявили такую закономерность. Если учитель активный, участвует в профессиональных конкурсах, вывозит детей на олимпиады, фестивали, организует различные мероприятия, то на его уроках мотивация повышенная. А если педагог откровенно занимает позицию «моя хата с краю», такое же отношение распространяют и дети на его предмет. Можно сказать уверенно: мотивация учеников зависит от мотивации учителей.
- Вы обозначили одну из самых болевых точек современного российского образования - незаинтересованность педагогов в саморазвитии, их пассивность. Как это можно изменить?
- Следует не с недостатком бороться, а достоинство поощрять. Роль руководителя - стимулирование инициативных сотрудников. Такая возможность появилась через стимулирующую часть фонда заработной платы. Приказом директора создана комиссия, куда входят представители администрации и педколлектива, всего пять человек. Мы не включаем родителей. Я считаю, что они могут высказать благодарность педагогу, это будет учтено, но в комиссии должны состоять профессионалы. Каждый учитель пишет мини-отчет, где указывает наиболее яркие моменты своей трудовой биографии за месяц. Первое время были споры и ссоры, но я заметила: кто меньше работает, тот больше шумит. Сейчас процесс отлажен - я просто получаю решение комиссии и начисляю премиальные.
Это не единственная возможность для поощрения активных и инициативных. Дополнительные дни отдыха к отпуску - для тех, кто проработал год без больничного листа. Для лучших - путевки в профилакторий, денежные премии от депутатов. Приветствуется учеба педагогов; если курсы платные, стараемся оплачивать на сто процентов. И, конечно, примером для детей является участие в профессиональных конкурсах, которые человека развивают, не позволяют удовлетворяться достигнутым.
В нашем коллективе высокое в сравнении со средним по области участие в педагогических состязаниях, такова общешкольная политика. Каждый год вспоминается по той победе, которая была одержана. 2006 год - 168-я получила диплом «Лучшая школа России» в приоритетном национальном проекте «Образование»; 2007-й - победа в городском смотре на лучшее оздоровительное учреждение; 2008-й - лидер городского конкурса «Инновации в образовании», 2009-й - диплом конкурса «Лидер в образовании Екатеринбурга», 2010-й - призер Всероссийского конкурса «Директор школы»...
- Татьяна Олеговна, вы указываете на «обыкновенность» школы и одновременно подчеркиваете необходимость выбора собственного пути. Какая из задач образования выходит сейчас для вас на первый план?
- Тема здоровьесбережения остается профилирующей. Параллельно мы начали активно прорабатывать такой аспект образования, как профессиональная ориентация, и связка «школа - вуз». Сотрудничаем с Уральским экономическим университетом. В выпускных классах создана группа детей, которые учатся по отдельному плану и посещают занятия в колледже при университете; оканчивая одиннадцатый класс, они поступают в колледж сразу на третий курс. Обсуждаем варианты сотрудничества с недавно созданным Уральским федеральным университетом, работники которого предполагают курировать детские научные общества, читать лекции в школах. Убеждена, что вопрос определения дальнейшего жизненного пути для большинства должен быть решен в школьные годы, и наша задача - максимально облегчить этот выбор и сделать его правильным.
А в отношении «обыкновенности»... И сила, и слабость рядовых школ в том, что в них не осуществляется отбор и приходят самые разные дети. Это стоит оценить как плюс: значит, у нас больше возможных точек для опоры. Удастся ли использовать это качество многообразия, зависит от команды и руководителя. Команда должна быть активной, заинтересованной в процессе и результате, а руководитель видящим и слышащим - видящим перспективы момента и улавливающим проблемы (желательно до их явного проявления).

Управленческий кодекс Вяткиной
    Проблемы - это, по сути, возможности. Средство для развития, которое нужно умело использовать.
    Мотивация учеников во многом зависит от мотивации учителей.
    Необходимость инновации должна устанавливаться в ходе диагностики состояния и потребностей школы и соответствовать ее глобальным задачам.
    Причины внутренних локальных кризисов школ - в разнонаправленности действий и целей педагогов. Необходимо искать такую концепцию, которая стала бы общей.
    Степень вовлечения педагогов, а через них учеников, в решение общей задачи - основа эффективного управления коллективом.

Екатеринбург