Как объясняет Витковская, речь ребенка на 85 процентов зависит от состояния здоровья матери и от течения родов. Например, щипцы, с помощью которых младенцу помогли появиться на свет, обязательно повлияют на его умение говорить.

Чтобы в нежном возрасте исправить нарушения речи, не связанные с психическими расстройствами, достаточно нескольких месяцев. Начинать лучше уже в три года. И «речить», по выражению специалистов, ребенка должен не столько логопед, сколько в первую очередь родители. Именно им полагается слушать и слышать своего ребенка. Жаль, что мамы и папы часто спохватываются поздно. А терпения работать над самими собой у них не хватает. Например, дабы избавить маленького человечка от заикания, логопед вначале просит всю семью перейти на более плавный, медленный темп речи. Родители вроде согласны, но прибегает мама на очередной прием и начинает возбужденно тараторить: «А я ему говорю, а он мне отвечает...» И так далее - со скоростью пулеметной очереди. Еще хуже, когда родители терпение заменяют деньгами, уплаченными за визит к логопеду. Отец-бизнесмен привел на прием пятилетнюю дочку - беспокоится, что избегает она в речи твердых и звонких звуков. В кабинете у логопеда девочка старательно рычит и угукает, демонстрируя свои способности, но дома по-прежнему называет себя «масенькой девоськой». А почему? Папа по-прежнему с ней сюсюкает...

Некоторые родители пытаются переложить ответственность за свое чадо... на чудо. У мамы и папы, именующих себя экстрасенсами, 4-летняя малышка страдает алалией - полным отсутствием речи при наличии голоса и интеллекта. Отец требует, чтобы логопед показал ему тот участок головы дочки, на который следует возложить руки. Мать же вспоминает, что в детстве она никак не могла понять, каким образом люди складывают из слов фразы. Логопед берется за дело. Но только намечается прогресс, как родители решают всей семьей уехать в горы - заряжаться космической энергией...

Объяснить, на какой именно участок мозга следует воздействовать, логопед не может, поскольку речевые центры разбросаны по всем «этажам» центральной нервной системы, но при этом тесно связаны между собой единством рабочего действия. Речь зависит от комплекса процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия. Нарушен один компонент - возникает речевая проблема. Все в человеческом организме взаимосвязано, и если у ребенка, допустим, дисграфия - патологическое неумение писать, или дислексия - патологическое неумение читать, это вовсе не означает, что он глуп.

Профессия логопеда - как раз на стыке медицины, педагогики и психологии. Заикание, например, в большинстве случаев не просто дефект речи, а проявление общего невроза. Часто оно возникает при неровном отношении взрослых к своему малышу: в соответствии со своим настроением то заласкивают ребенка, то ругают почем зря. Родители что-то разрешают, в детском саду то же самое запрещают. Ребенок путается, нервничает и, как следствие, заикается.

Компетентных специалистов-логопедов в Омске немного, и работают они только в нескольких специализированных детских центрах. Очередь к логопедам тем не менее растет год от года. И не только из юных пациентов, но и из взрослых, не успевших прийти в детстве. Оказывается, одна «труднопроизносимая» буква может изрядно осложнить жизнь. К Витковской недавно обратилась 25-летняя женщина. Ей никак не удавалось выговорить новую - по мужу - фамилию. Девичья-то была простая - Иванова, а тут сразу несколько трудных звуков: «р», «ж», «ц». В детстве пациентке пришлось пережить всевозможные дразнилки, но и это не обижало так, как при оформлении документов, когда клерки раздраженно просили ее выплюнуть кашу изо рта. С помощью логопеда это удалось. Хотя вот это как раз больше похоже на чудо - «речиться» надо с детства.

Омск