Всего в конкурсе, идея проведения которого была поддержана Департаментом образования, приняло участие 250 школ, гимназий и лицеев из 61 российского региона. Несмотря на то, что конкурс был объявлен в масштабах России, в нем также захотели участвовать юные журналисты из Украины. Самую большую творческую активность проявили учащиеся Москвы, Татарстана, Свердловской и Новосибирской областей. О росте интереса к этому мероприятию свидетельствует тот факт, что число соискателей нынешнего конкурса по сравнению с предыдущим увеличилось почти на 80 изданий.

Так что же представляет собой современная российская школьная пресса? Тиражи ее, по понятным причинам, невелики - от 1 до 3000 экземпляров. Рекордсмены 2004 года - газеты «Большая перемена» (поселок Тарко-Сале, Ямало-Ненецкий АО) - 3919 экземпляров и «Кстати обо всем», (Набережные Челны, Татарстан) - 3000-5000 экземпляров. Возглавляют редакционные коллективы в основном учителя русского языка и литературы. Вслед за ними в порядке убывания идут учителя информатики, иностранного языка, истории, изо, географии, биологии, химии, физики и даже ОБЖ. Большинство журналов, газет или альманахов выходят раз в месяц, многие публикуются раз в четверть, раз в год или даже один раз в истории. В названиях изданий часто встречаются слова «перемена» или «переменка», а также «лицейский» или «гимназический». Но лидером, что объяснимо, является слово «школьный». Есть и оригинальные названия-находки: «Очепятка» (Хабаровск), «По ту сторону звонка» (Нижний Тагил), «Недоросль» (Новгород) и т. д. Главная тема во всех изданиях - конечно же, школьная жизнь. Впрочем, некоторые издания ставят во главу угла детское творчество, они заполнены переводами, стихами, прозой, играми. И никуда не уйти от вечных тем - дружба, любовь, моя страна! Вот выдержка из газеты «13 школа» (Петрозаводск) о проблемах современной России: «Смотрю вокруг и вижу этот конфликт: неописуемая красота ландшафтов, живописность природы контрастирует с помойками и свалками, потрясающая архитектура - с серыми полуразвалившимися зданиями и разбитыми дорогами. Неисчерпаемое богатство недр России - с бедностью страны». А вот цитата-размышление о любви: «Да-а-а...Значит, все эти влюбленности - результат химических реакций, протекающих в моем постоянно напряженном мозгу? Но как объяснить совершенно внезапно возникающее чувство к незнакомому человеку?» (газета «На трех этажах», Омск). Юные журналисты пока не знают ответа на этот вопрос, да и взрослые затрудняются что-либо сказать...

Вот она какая - школьная пресса! А делают ее молодые люди, юноши и девушки, в основном старшеклассники, уже знающие, кем они хотят стать, когда вырастут - журналистами. И конкурс замечательный, раз он дает возможность талантам показать себя. «Мне очень нравится конкурс, - говорит его участница десятиклассница Настя Гостяева, приехавшая из Новосибирска. - Я здесь общаюсь с другими участниками, набираюсь опыта и хочу, чтобы наша газета «Горностай» выиграла».

Ребятам-конкурсантам не дают скучать. В аудиториях Московского культурологического лицея № 1310 прошла сессия школьных издателей России, в рамках которой состоялась деловая игра «Шмуц». Школьники были разделены на 7 игровых групп по темам «Математика и жизнь», «В защиту чтения», «Мелочи жизни» и др. Все эти темы составили спецвыпуск журнала «Гимназическое и лицейское образование». Таким образом, ребята не просто работали над составлением номера, но и в завершение всего увидели конечный результат своей работы - сам журнал.

Церемония награждения победителей конкурса состоялась в Большом зале Департамента образования Москвы. На нее были приглашены многие известные люди, среди которых были известный тележурналист Владимир Кара-Мурза и всеми любимый поэт-песенник Юрий Энтин. Они и поздравили победителей.