Уже 17 лет в этой школе директорствует Александр Горбунов. Закончил физико-математический факультет Воронежского пединститута, работал и в райкоме партии, и в РОНО, которое в свое время возглавлял, но все равно в итоге вернулся в Горожанку, в школу:

- И нисколько не жалею. Я здесь начинал учителем НВП, потом физиком, а когда пришел сюда директором, то будто и не уходил. Здесь работа более конкретная, порой рутинная, но и более интересная. Постоянно приходится работать с живыми людьми - тут тебе и детский коллектив, и взрослый, и каждый день с утра до ночи, а то и сутки напролет! Это же школа-интернат.

Учебу и воспитание в школе не разделяют. Логика железная - дети здесь не только учатся, но и живут. В отношениях главное - доверие, чтобы каждый ученик в любое время мог без страха и стеснения подойти со своим вопросом или проблемой к любому взрослому сотруднику школы-интерната, вплоть до директора. Основной принцип работы, по словам директора, в том, чтобы учить ребенка, воспитывая, и воспитывать, обучая.

В Горожанке есть свой особый секрет, как воспитывать детей хорошими, здоровыми и любознательными. Уже третий год школа-интернат работает по программе реализации личностного подхода в образовательном процессе. Сейчас она официально признана районной опытно-экспериментальной площадкой по личностно-ориентированному образованию. Есть удачная попытка создания собственной воспитательной системы. Инициатором проекта стал преподаватель-организатор ОБЖ Геннадий Нечаев.

Выпускник Высшего военного командного училища в городе Орджоникидзе и Пензенского педагогического университета (специальность географа получил в 1998-м), Нечаев вернулся в Горожанку (в этих местах жил еще в детстве) и пришел работать в школу-интернат. Говорит, что в 99-м году проанализировали ситуацию по детям в интернате, и результаты насторожили. Пошел поток детей из социально неблагополучных семей: такие ребята уже все в своей жизни видели, хотя лет за плечами было - кот наплакал. Тем не менее они приносили с собой свои вредные привычки и далеко не романтические взгляды на жизнь. Все это сказывалось на учебном процессе и на жизни интерната в целом. Учителям и воспитателям с каждым днем становилось все труднее работать с детьми. Подумав, Нечаев обратился к директору школы с предложением: давайте попробуем разработать систему, которая позволит переориентировать детей с отрицательного на положительное.

За решение проблемы взялись серьезно. Вскоре вышло районное постановление о создании на базе школы-интерната экспериментальной площадки «Школа развития личности безопасного типа». Сначала, конечно, провели собрания с детьми и родителями, педсовет, протестировали детей, нужно им это или нет. В итоге согласились все. Но вскоре от формулировки «личность безопасного типа» отказались. Потому что поняли - реально создать такую невозможно.

И пошли по трем направлениям: интеграция и межпредметная связь, психодиагностика и профориентация и основы здорового образа жизни. На сегодня создана воспитательная система под названием «Школа безопасности». Она работает и приносит хорошие результаты.

Вообще-то это одна большая игра, в которую играет школа. Все классы с 4-го по 11-й - это команды. На каждый учебный год составляется план: ежемесячно одно крупное мероприятие, связанное с вопросами безопасности ребенка, а все остальные дела как бы группируются вокруг большого. В начале года идет представление команд, а в мае - подведение итогов. Победитель конкурса «Интеллектуальный марафон» получает большую керамическую вазу с изображением совы, а победителю конкурса «Основы здорового образа жизни» вручается такой же приз, только с нарисованным моржом.

Если перечислять все мероприятия игры и рассказывать, как они проходят и организуются, не хватит целой газеты. Поэтому расскажу лишь о некоторых. В октябре - конкурс проектов. Два прошедших года сами учителя разрабатывали и предлагали все ежемесячные мероприятия. А теперь предложили сделать это самим ребятам. То есть если твою игру жюри признает лучшей, то на следующий год ее включат в общий план и вся школа будет в нее играть.

В ноябре - конкурс «Экологическая безопасность», с января по март - олимпиада по основам безопасности жизнедеятельности. Тут и конкурс «Меткий стрелок», и соревнования по мини-футболу, волейболу, баскетболу и т.д. В марте еще один конкурс-проект «История военной формы Российской армии». Дети сами должны сшить военную форму того или иного исторического периода. То есть, как говорит Нечаев, месяц они просидят в библиотеке за книжками, а потом еще будут эту форму на уроках труда шить. Мало того, еще планируется разыграть сценки - петровские времена, екатерининские. То есть вся школа несколько дней поживет в разных эпохах.

В апреле проходит конкурс «555», по правилам дорожного движения. Причем не только в теории: на спортплощадке оборудовали свой небольшой велодромчик, практику вождения ребятишки сдают на велосипедах. Это мероприятие одно из самых любимых у детей. Кстати, в апреле же традиционно проводится «Маршрут выживания»: топография, туристские навыки, защита от оружия массового поражения, установка палаток, вязка узлов и т.д. Когда пару лет назад начинали, никто из старшеклассников не мог с компасом обращаться, а сейчас даже начальные классы с ним «на ты».

- Каждое мероприятие, - говорит Нечаев, - требует большой подготовки. И получается единый непрерывный процесс. Только провели одно, тут же начали подготовку к другому. В итоге у ребят времени на глупости просто не остается.

- Похоже, при таком режиме и у учителей ни на что, кроме школы, времени не остается?

- Хочешь, чтобы дети выросли безопасными - не отвлекайся ни на минуту. Воспитывай! Иначе нельзя. Да, еще одна хитрость при подготовке мероприятий. Так как не все дети физически одинаково развиты, то мы проводим конкурсы разных направлений, чтобы каждый был задействован. Этому очень способствует интеллектуальный марафон, творческие вечера и так далее. У каждого ребенка должна быть возможность проявить себя.

В дополнение ко всему на каждого ученика в школе-интернате заполняется специальная индивидуальная карта оценки здорового образа жизни. В ней три основных направления, по которым оцениваются удачи или неудачи ребенка: физическая подготовленность, участие в спортивной жизни и пропаганда основ здорового образа жизни. Заполняют карты и учителя, и сами дети, разработана система оценок, а в конце года выбираются победители в, скажем так, индивидуальном зачете. На торжественной линейке перед всей школой они тоже получают призы, причем солидные - футбольный мяч, хорошие теннисные ракетки. Есть за что: многие ребята действительно работают над собой, старшеклассники курить бросают, в соревнованиях участвуют. Получается, что быть здоровым - это и модно, и почетно.