На начальных этапах оценки весьма полезными могут быть опросы учителей (прежде всего классных руководителей), давно и хорошо знающих своих детей. Конечно, нужны специальные обучающие занятия, соответствующие психолого-педагогические рекомендации, на основе которых такая работа с учителями может проводиться. Следует подчеркнуть, что мнения учителей как первичный этап выявления одаренных детей уже показали свою эффективность в таких странах, как Англия, США, Сингапур, Финляндия, и включены там в качестве обязательных в систему оценки.
    Кроме этого, уже на первых этапах этой работы необходимо использование психологических методов выявления одаренности, в частности, контрольно-оценочных методик, выявляющих потребности в развитии у детей. Достаточно эффективная в этом смысле система методик, составляющих основу целостной системы выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей, разработана сейчас в городском Ресурсном центре одаренности МГППУ, в Психологическом институте РАО, Институте психологии РАН.
    В некоторых случаях (прежде всего при выявлении интеллектуальной одаренности) могут быть весьма полезны и интеллектуальные тесты. Принципиально важно, однако, чтобы их применяли только квалифицированные специалисты-психологи.
    Значительную роль в выявлении одаренности могут сыграть проектно-исследовательские работы учащихся. Конечно, этот метод практической диагностики одаренности может быть полезен лишь при условии снижения формализма и безответственности, что характерно даже в школах, заявляющих о своей работе с одаренными детьми.
    По-видимому, определенную пользу могут принести опросы родителей, в которых требуется не столько выявлять мнения родителей о способностях их детей (они, конечно, часто носят сугубо субъективный характер), сколько получать реальную информацию о деятельности ребенка во внешкольное время.
Нет никакого сомнения, что работа по выявлению одаренных детей должна быть многоэтапной, на каждом этапе должны использоваться разные методы психолого-педагогической диагностики. Однако в разы возрастает запрос на формирование системы выявления одаренности и соответственно на систему оценки качества образовательной среды, которая должна обеспечить сопровождение и развитие одаренности в условиях обучения.


Серьезная практическая проблема - обучение одаренных детей
Россия переживала разные времена. Были периоды тотальной уравниловки, когда всех детей без исключения объявляли одаренными, поэтому для очень способных детей не было ни соответствующих школ, ни программ, ни методов обучения. Начиная с середины 60-х годов прошлого века постепенно стали появляться новые типы школ, уже так или иначе нацеленные на работу с одаренными детьми.
В настоящее время в России есть несколько типов образовательных учреждений, в той или иной мере ориентированных на работу с одаренными детьми. Это:
    Специализированные образовательные учреждения для одаренных детей - Московский центр образования №57, Московский СУНЦ, школа №239 в Петербурге, Московская школа-интернат «Интеллектуал», Новосибирский СУНЦ, Челябинский лицей для одаренных детей и многие другие. Конечно, уровень образования в этих учебных заведениях заведомо очень высок, что подтверждается соответствующими образовательными результатами. Однако задача сопровождения и поддержки одаренных детей и подготовки их к творческой профессиональной деятельности не всегда решалась успешно (а в некоторых случаях ее просто не ставили). Это приводило к тому, что определенная часть одаренной молодежи не находила себе достойного места в жизни и не реализовалась в профессии. Очевидно, что проблема социализации таких детей все еще требует своего решения.
Вместе с тем необходимо специально отметить, что развитие детей с одаренностью и мотивированных на развитие детей весьма неплохо происходило и в школах, формально относящихся к самым обычным. Наличие высоких образовательных стандартов в некоторых случаях позволяло создать благоприятные для развития способностей условия и без соответствующей вывески. Такие школы стабильно обеспечивают высокое качество образования мотивированных детей (повторяю - это самые обычные массовые школы).
    Профильные школы (лицеи и отдельные гимназии). Профильное образование, безусловно, доказало свою необходимость, однако во многих случаях по-прежнему оставалась нерешенной проблема готовности к будущей профессиональной деятельности, что чаще всего обнаруживалось уже при обучении в вузе. И хотя немногие такого типа школы сумели найти пути решения названной проблемы, все же удачные примеры такой работы в России имеются (одним из лучших образцов служит, например, знаменитый Химический лицей в Москве). Как правило, в этих школах одаренные дети старших классов оказываются в системе качественного и ориентированного на науку профессионального образования.
    Центры дополнительного образования. Эти центры достаточно многочисленны, и роль их в становлении интересов и склонностей детей и молодежи и тем самым в развитии их способностей трудно переоценить. Тем не менее, несмотря на широкий охват и немалое число талантливой молодежи, выходящей из этих центров, они, как правило, до сих пор не имеют функциональных связей с общим средним и еще меньше с вузовским образованием.
В целом же и, к сожалению, ориентация российского образования на середняка в полной мере сохраняется и сейчас хорошо осознается нашим обществом. И хотя необходимость работы с одаренными детьми можно считать заявленной государственной проблемой (например, в отчете по этой проблеме Общественной палаты), тем не менее проблема формирования действенной системы выявления, поддержки и сопровождения детей с одаренностью остается сложнейшей комплексной задачей. Ее сегодня в полной мере осознают РАО, ее институты и наше профессиональное сообщество. Возможный путь решения - это межведомственная целевая программа РАО, вопрос о разработке которой мы ставим на сегодняшнем высоком собрании.


Подготовка кадров для одаренных детей
Самым болезненным вопросом была и остается подготовка кадров для работы с одаренными детьми. Многие педагоги даже в том случае, если они грамотные предметники, оказываются в полной растерянности, встречаясь с серьезными психологическими проблемами развития и обучения одаренных детей и подростков. Примерно та же ситуация и с подготовкой психологов, причем не только в регионах, но и в ведущих вузах страны (например, в МПГУ в системе подготовки педагогов на всех предметных факультетах предусмотрен только один спецкурс по проблемам работы с одаренными детьми общим объемом на 24 часа, из них только 12 часов аудиторных, по сути дела, это лишь очень небольшой факультатив).
Но дело не только в объеме подготовки. Многие вузы даже и это весьма скромное количество часов дают, что называется, на пальцах, не опираясь на базу и ресурсы конкретных образовательных учреждений, реально и успешно работающих с одаренными детьми. В этом случае даже и эти образовательные крохи оказываются бессмысленными.
Изменить эту в буквальном смысле драматическую ситуацию (одаренным детям жизненно важны квалифицированная психологическая и педагогическая помощь, адресное и социальное сопровождение), можно, если принципиально изменить подготовку педагогов, увеличив внимание к собственно психологическим закономерностям развития высоких способностей в целом и конкретным личностным проблемам одаренных детей в частности. Такого рода программы уже разработаны в МГППУ, они будут широко применяться для обучения студентов - будущих учителей. В новом ФГОС ВПО по направлению «психолого-педагогическое образование» (050400) не только есть соответствующий профиль подготовки «психология и педагогика образования одаренных детей», но уже определены соответствующие практические базы для подготовки педагогов к этой работе. Ими могут стать школы, на протяжении нескольких лет успешно работающие с одаренными детьми (стажерские центры-мастерские). Во многих регионах нет таких школ (в реальности, а не на бумаге и не в победных реляциях). В этом случае необходимо создавать условия для дистантного обучения, своего рода электронный психолого-педагогический университет - он создается сейчас на базе нашего университета.
Нужно также дать заинтересованным родителям качественную информацию о методах воспитания способного ребенка, о тех возможностях консультирования по вопросам воспитания одаренного ребенка, которые имеются в их регионе. Пока же многие родители в поисках помощи часто встречаются с непрофессионализмом и даже шарлатанством в этом направлении. Хочу также сказать, что мы подготовили рекомендации по работе с одаренными детьми. С ними можно познакомиться на сайте ДОМ и портале нашего университета.
В целом уже общая оценка ситуации выглядит таким образом. В России к настоящему времени определились отдельные образовательные территории, где успешно и с прицелом на будущее работают с одаренными детьми и подростками, готовят подростка к включению в творческую профессиональную жизнь. Тем не менее необходимого масштаба эта работа не набрала - по оценкам специалистов, лишь незначительная часть российских школ в реальности, а не на бумаге включены в эту работу. Во многих случаях работа с одаренными детьми ведется лишь по пути увеличения объема предметных знаний и без решения личностных, психологических и социальных проблем этой категории детей.
Выявление одаренных детей сейчас основано фактически только на одном методе - на олимпиадах, хотя и нужном, но, очевидно, ограниченном по своим возможностям. Для того чтобы эта работа приобрела масштабный национальный характер, надо дополнить олимпиадное движение другими методами выявления одаренности, прежде всего создавая национальную систему диагностики, позволяющую целенаправленно определять влияние обучения (ООП) на развитие способностей школьников.
Весьма недостаточно представлена в системе образования работа, направленная на развитие потенциальной одаренности, то есть работа, направленная на «производство» одаренных детей и молодежи как на одно из перспективных направлений формирования интеллектуального потенциала нации. Уже необходимо наконец на практике решать проблему доступности высококачественного образования для каждого ребенка и подростка, который стремится развить свои способности.
В этой связи нам необходимо продумать программу совместной деятельности Рособрнадзора и РАО по научно-методическому обеспечению оценки качества образования и аттестации педагогических работников в условиях введения новых образовательных стандартов.
Работа по развитию способностей детей часто начинается только в средних классах школы и не захватывает всю возрастную линейку, вплоть до вступления молодого человека в самостоятельную профессиональную деятельность. Необходимо отдавать себе отчет в том, что, лишь охватив все возрастные периоды развития одаренного человека, удастся решить основную задачу - повышение интеллектуально-творческого потенциала страны. Отмечу особое значение для этого дошкольного и начального школьного периодов детства.
В настоящее время разные направления работы с одаренными детьми и молодежью существуют внесистемно и разрозненно - работа с интеллектуально одаренными, с технической одаренностью, спортивной, художественной одаренностью хоть и успешная, не объединяется по существу в единую и работоспособную систему. Необходимо обратить внимание на многообразие типов одаренности и системно работать с разными проявлениями одаренности у детей.
Для масштабного развертывания работы с одаренными детьми в России сейчас нет кадрового обеспечения. Количество грамотных, профессионально подготовленных педагогов и психологов в России достаточно велико, но они в подавляющем большинстве не владеют нужными психологическими методами. Необходимо в опоре на новые ФГОСы выстраивать систему подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми. Следует также обратить внимание на подготовку администраторов образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.
Необходимо создать условия для масштабной работы общественной организации, объединяющей лучшие педагогические кадры школ, имеющих реальный опыт работы с одаренными детьми. Эта организация могла бы стать надежным заслоном против формализма в работе, показухи и неквалифицированного использования имеющихся методических инструментов, что особенно необходимо именно сейчас, когда работа с одаренными детьми и детством в целом становится модным трендом, привлекающим массу случайных для этой проблематики людей. В качестве такой серьезной организации может служить Ассоциация школ, работающих с одаренными детьми, уже созданная при содействии МГППУ совместно с ПИ РАО и ИП РАН (руководитель С.Менделевич). Она должна быть полномочной осуществлять экспертизу на предмет решения вопроса о допуске тех или иных школ к работе с одаренными детьми.
Очевидно, что роль семьи в развитии одаренности чрезвычайно велика. Именно потому работа с семьей, как минимум, должна быть равновеликой по своему значению и объему роли школьной и внешкольной работы с одаренными детьми. Необходимо организовать специальное психологическое просвещение и дать хорошее методическое оснащение для воспитания ума и личности ребенка в семье.