Само понятие «учебная фирма» подразумевает деловую игру, в которой моделируется работа реальной фирмы. Главная выгода от этого процесса - возможность познакомиться и даже освоить ту или иную профессию. Кстати, то, что кто-то после обучения в школьной фирме говорит твердое «нет» бизнесу, тоже является положительным результатом. Человек по крайней мере не сделает ошибки в начале своего профессионального пути.

А началось все с подачи Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (СПбГУЭФ), который предложил лицею включиться в проект «Учебная фирма». В Европе это направление развито достаточно широко, в Петербурге же тогда попробовать свои силы согласились лишь четыре учебных заведения. Сегодня учебных фирм в городе насчитывается порядка тридцати.

- Прежде всего участники проекта должны были пройти обучение сами, - говорит Евгения Цивина. - Длилось оно два года, и еще какое-то время нас курировали: помогали, подсказывали, в чем-то контролировали. Наша первая учебная фирма появилась пять лет назад, в 10-м классе, и все, что мы могли предложить ребятам, это - одну парту, четыре стареньких компьютера и наш энтузиазм плюс неуемное любопытство и понимание того, что эта технология - перспективна.

Сейчас в лицее работают четыре коммерческие фирмы. Мы обеспечены кабинетом, факсом, ксероксом, проведенной телефонной линией, интернетом. Все, что существует в реальном офисе, у нас имеется. Даже шкафчик для чайных принадлежностей. Наш кабинет так же, как настоящий офис, состоит из отделов: отдела кадров, где принимают на работу, бухгалтерии, где есть главный бухгалтер, экономист и специалист, рассчитывающий зарплату. Существуют также отделы маркетинга, рекламы, покупок и продаж. Последний может быть разделен надвое: это зависит от того, какая структура удобна при определенном типе товара, и от количества пришедших в фирму ребят. Оптимальное количество сотрудников в фирме - 10-12 человек. У нас в этом году - семнадцать.

- Для того, чтобы «устроиться» в фирму, ребята должны проходить какой-то отбор?

- Нет, здесь соблюдается принцип абсолютной добровольности.

- Расскажите, пожалуйста, о работе фирмы.

- Начнем с того, что она коммерческая, то есть занимающаяся продажей и покупкой. Почему это удобнее, чем производственная фирма? Потому что в той нужно вести очень сложную бухгалтерию. У нас же предусмотрен лишь ознакомительный курс. Если объяснять популярно, то наша фирма покупает у какого-либо производителя товар, который затем распространяет по розничной сети. Отличие нашей учебной фирмы от реальной только в том, что у нас товар и деньги - виртуальные. С одной стороны, это комфортные условия, поскольку мы ничем не рискуем, а с другой стороны, конечно, нельзя заработать и потратить реальные средства. Зато виртуальные деньги - можно. Дети получают виртуальную зарплату и тратят ее в среде учебных фирм не только Петербурга, но и мира. Нам присылают всевозможные прайсы, и ребята заказывают себе что угодно. У некоторых, например, есть виртуальные автомобили, особняки, костюмы, драгоценности и т.д.

- А возможно предположить ситуацию, когда учебная фирма работает с настоящими денежными средствами?

- Такой опыт в городе есть, - поясняет Марина Василенко. - Существует американская программа «Достижения молодых», которая организует школьные компании, где дети имеют дело с реальным товаром и деньгами. Однако это очень хлопотное и ответственное дело. Как показывает опыт, возникают большие сложности с налоговыми органами.

- Нам проще научить, не зацикливаясь на настоящих деньгах. К тому же сейчас отношения между банком и коммерческой организацией в основном строятся на безналичном расчете. Если нам потребуется ситуация банкротства фирмы, мы вполне можем ее смоделировать. Например, в прошлом году у нас работала фирма, у которой практически не было продаж. Ребятам она досталась по наследству, на счету оставались виртуальные деньги, и дети их спокойно тратили. Прибыли от продаж не поступало, и в принципе можно было легко пройти процедуру закрытия фирмы. Но мы не стали расстраивать ребят и вместе с центральным офисом обговорили помощь в виде поступления хорошего заказа на товар. Другими словами, тайно выручили.

- Центральный офис?

- Он находится в СПбГУЭФе и осуществляет взаимодействие между учебными фирмами, координирует их работу, а также выполняет функции банка, налоговой полиции, регистрационной палаты, социальных институтов. Центральный офис организует ярмарки, конкурсы, своего рода экзамены, по результатам которых выдает сертификат об обучении в фирме. Что характерно, этот документ работает. К нам приходят ребята, уже закончившие вуз, и рассказывают, что при приеме на работу в фирму это удостоверение давало преимущество. Это не удивительно, поскольку наши дети знают, что такое делопроизводство, умеют общаться, составлять прайс-листы, предлагать товар, знают бухгалтерию. Был даже случай, когда во вновь организованную фирму пришла наша девочка и наладила там делопроизводство. Сейчас она уже работает начальником офиса.

Ребята, начиная свою учебную «фирменную» деятельность, записывают слова, которые надо сказать по телефону. Но взгляните на них через полгода - не узнаете. Они не управляют реальными деньгами, но знания им даются реальные.

- С появлением учебной фирмы что-то изменилось в школьной программе?

- Безусловно. Нам пришлось перестраивать процесс. К примеру, к десятому классу, когда ребята приходят в учебную фирму, они должны на уровне пользователя знать компьютер, а значит, требовались корректировки в преподавании информатики. Также мы ввели бизнес-английский, психологию делового общения, культуру быта. Год от года мы убеждали учителей и родителей, что учебная фирма - дело нужное. Недавно на заседании родительского комитета мама одиннадцатиклассницы встала и поблагодарила школу за то, что ее дочь после обучения в фирме без проблем устроилась в настоящую коммерческую организацию и успешно там работала.

- Мы убеждены, что сегодня при переходе на профильное обучение учебная фирма - одна из наших главных изюминок. Она может существовать как элективный курс, как развивающая технология. После годового обучения в ней ребята совершенно отчетливо представляют механизмы коммерческой деятельности и вполне осознанно могут делать выбор: либо продолжать двигаться в этом направлении, либо уходить в другую сферу. Во всяком случае, полученные знания и умения им никогда не повредят.

Санкт-Петербург