«Премия» за «нужное» образование - в виде надбавки к зарплате или стабильной работы за последние десять лет стала иной. К такому выводу пришли Ирина Денисова и Марина Карцева из Центра экономических и финансовых исследований и разработок. Хотя образование - лишь один из факторов, влияющих на доходы, наряду с опытом работы, профессией, отраслью, характеристиками местного рынка труда, а также способностями, желанием трудиться и степенью трудолюбия.

Отдача от образования устойчиво росла с начала 1990-х годов. Более высокий уровень образования дает прибавку в доходах, причем она, оказывается, выше для женщин. Кроме того, для них прирост зарплаты с переходом от одной ступени обучения к другой возрастает.

Большое значение имеет и специальность. На современном рынке труда востребовано среднее профессиональное техническое образование (и для мужчин, и для женщин) и среднее профессиональное экономическое образование для женщин.

Что касается высшего, то прибавку в доходах дает техническое и экономическое образование, причем она выше для слабого пола. То, что выгодно быть экономистом или юристом, общеизвестно, но для исследователей оказалась неожиданной привлекательность и технических знаний на российском рынке труда.

Что важнее при обучении: общие или специальные знания? Возможно, «премия» за экономическое и техническое образование - вовсе не свидетельство востребованности рынком труда специальных технических и экономических знаний. Зачастую общие знания и умения, приобретенные при получении этих специальностей, оказываются важнее всего другого.

Применительно к экономическим знаниям более высокая отдача может быть и результатом поощрения современным рынком труда специальных знаний в этой области. С техническим образованием все по-другому: более высокая отдача здесь скорее всего связана с качественным уровнем общих знаний и умений, приобретенных в технических вузах.

В целом же высшее образование не столько помогает накопить дополнительные знания и умения, сколько подает сигнал о высоких способностях, а значит, и о высокой производительности труда человека. Этим можно объяснить и немалый конкурс в экономические и юридические вузы, с одной стороны, и освоение, как правило, сложной программы обучения в технических вузах, - с другой.

Итак, очевидно, что более высокая производительность награждается более высокой зарплатой.