Так, совершенно естественным путем, возникла потребность создания специальных наборов, которые помогли бы детям почувствовать себя учеными, испытателями и созидателями в школьном классе. 30 лет назад компания Лего открыла новое отделение - LEGO Education, или Образовательные программы Лего. www.LEGO Education.com

- Решения, предлагаемые Образовательными программами Лего, основаны на нашей глубокой убежденности в том, что в век высоких технологий, стремительных скоростей и огромных объемов информации мы должны поддержать детей, помочь им не только справиться с массой информации, обрушивающейся на них каждый день, но и эффективно усвоить ее, понять, воспринять, творчески переработать и успешно использовать в дальнейшем, - говорит директор по развитию Образовательных программ компании LEGO в России Ольга Ломбас. - Наши образовательные наборы вовлекают детей в изучение темы таким образом, что они становятся активными участниками процесса обучения, могут и хотят сотрудничать друг с другом в процессе получения знаний.
- Ольга Владимировна, каким образом вы обеспечиваете эту систематическую творческую составляющую?
- Дети, по сути, сами создают модели, с помощью которых далее изучают предмет. Это дает им возможность испытать ни с чем не сравнимое чувство сопричастности, принадлежности к общему делу, дает навыки ясного формулирования мыслей. И самое главное - они задаются конструктивным вопросом: а что если...
Комбинирование различных моделей и исследование их поведения, постановка новых целей - все это элементы творческого подхода к познанию, который действительно становится систематическим как наиболее увлекательный и благодарный для исследований. Так и рождаются крупные инженеры, великие ученые, талантливые профессионалы своего дела.
- Почему, на ваш взгляд, так важно сотрудничество в процессе обучения?
- Используя образовательные наборы Лего, дети изучают различные процессы опытным путем в реальной жизни.
Естественное любопытство, желание обсудить и понять, как и почему работают различные процессы, предвидеть поведение модели при изменении ее конструкции и т. д. - все это позволяет создать настоящие творческие коллективы прямо в классе, где нет неправых, где каждый может высказать свою версию, свое мнение, где все готовы выслушать и помочь друг другу.
Учеба в такой обстановке становится праздником и для ученика, и для учителя, мотивирует детей изнутри, рождает желание брать на себя ответственность и быть лидером. На таком уроке учителю нет нужды тщетно взывать к совести, ответственности и т. п. - ученики сами хотят учиться, и это дорогого стоит! Отдельно хотела бы сказать об усвоении материала. Все мы знаем, что, если тема для нас интересна и если уровень подачи материала соответствует нашему уровню подготовки, мы с удовольствием слушаем и отлично усваиваем материал. Если нет одной из составляющих - все, время потрачено неэффективно. Образовательные программы Лего как раз дают возможность оптимального баланса между уровнем научности и сохранением внимания.
Если детям в процессе обучения удается прожить, прочувствовать те или иные процессы, качество полученных знаний становится принципиально другим, гораздо более высоким. Изучаемая тема превращается из абстрактной, умозрительной во вполне осязаемую, естественную и потому глубоко понятную. Полученная таким образом информация помещается не в, так сказать, оперативную память, откуда потом быстро улетучится, сменившись следующей, такой же поверхностной, а в те участки памяти, где хранятся вечные знания, приобретенные жизненным опытом.
- Ваша продукция как нельзя лучше вписывается в новые образовательные стандарты, которые предполагают деятельностный подход к обучению и личностно ориентированы. На какой возраст рассчитаны наборы?
- Для всех детей - от малышей в детском саду до самых старших классов школы.
Разработаны методические рекомендации, курсы подготовки для учителей - в общем, полная методическая и организационная поддержка.
- Я так поняла, наборы соответствуют школьным предметам?
- У нас есть наборы для начальной школы, способствующие развитию речи, логического мышления, математических и коммуникативных навыков, а также для средней школы по математике, биологии, физике, информатике, технологии. Для старшей школы и для учащихся колледжей - по информатике и робототехнике. Разработаны учебные пособия, методические рекомендации, книги для учителя, продуманы планы уроков, рабочие тетради для учеников, словари с определениями и основными терминами, технические задания, инструкции по сборке и т. д. К примеру, для уроков физики у нас разработан набор «Возобновляемые источники энергии». Он дает возможность практического знакомства с источниками возобновляемой энергии и охватывает несколько важных учебных тем, среди них, скажем, превращение энергии из одного вида в другой, способы накопления и передачи энергии и т. д.
- То, о чем вы говорите, дает возможность применить на уроке исследовательский подход, который так важен для новой школы. Но знают ли о вашей продукции учителя?
- Пока не все, - улыбается Ольга Владимировна. - К сожалению. Я бы хотела, чтобы знали все учителя, ведь перед школой сегодня стоит задача модернизации образования, а Образовательные программы Лего соответствуют самым высоким требованиям к современному образованию. Есть регионы, которые уже несколько лет используют наши наборы, и это приносит им успех. То есть накоплен практический опыт в мире, это важно, но есть и наш собственный, российский, опыт, подтверждающий эффективность применения инновационных образовательных наборов в школе и детском саду.
- Скажите, наборы по каким предметам или направлениям наиболее востребованы сегодня?
- Все начиналось с робототехники. Это вполне понятно в эру информатизации и высоких технологий. Наш Лего NXT является, пожалуй, лучшим инструментом для изучения основ робототехники и программирования для детей.
- Это для взрослых детей?
Лего NXT рекомендован для детей постарше, а для юных инженеров разработан робот более простой - WeDo, охватывающий широкий круг целей учебного курса. С его помощью ученики могут строить модели машин и животных, программировать поведение моделей, проводить различного рода измерения и, таким образом, устанавливать причинно-следственные связи, то есть учиться мыслить системно. Этот набор вошел в программу по дистанционному обучению детей, по разным причинам не имеющих возможности посещать школу.
- Вы упоминали о соревнованиях роботов, расскажите об этом подробнее.
- С удовольствием! Знаете, по накалу страстей я бы сравнила Мировую олимпиаду роботов (WRO) с финалом чемпионата мира по футболу. Такие искренние, такие страстные, такие бескомпромиссные молодые жители Земли! Дети готовятся к соревнованиям весь год, но финальные задания они получают за два часа до состязания, уже на площадке. Там команды одни, тренеры, болельщики, мамы и папы могут только издалека наблюдать, как ребята дружно строят соответствующие модели и программируют их. Россия принимает участие в WRO c 2004 года, и у нас есть чем гордиться. Самый большой успех - второе место команды из деревни Степное Пластовского района Челябинской области на соревнованиях в Японии. Этот успех нам особенно дорог еще и потому, что показывает - там, где есть внимание к детям, забота о них, создание адекватных условий для тренировок, наши дети оказываются лучшими!
Пока это олимпийское движение, увы, не носит массового характера в стране, но, я уверена, это вопрос времени и, конечно, вопрос поддержки руководителями образовательных структур.
Олимпиада-2011 пройдет в Абу-Даби, олимпиада-2012 - в Малайзии.
- Когда же у нас? Неужели все годы уже разобраны?
- Действительно, получить право на проведение олимпиад не так просто, но мы мечтаем, что Мировая олимпиада роботов-2013 пройдет в России. Это очень важно и для повышения нашего международного престижа, и для интеграции в мировое сообщество, и, кроме того, мы растим здоровое поколение умных, увлеченных людей, верящих в себя и уверенных в своих силах!
- Ольга Владимировна, есть ли какие-то приоритеты в работе для вашего направления - развития Образовательных программ Лего?
- Детский сад и начальная школа. Именно в юном возрасте человек формируется как личность, именно в это время закладывается фундамент успешности человека в дальнейшей жизни. Тем более что в этом возрасте игра продолжает оставаться ведущим видом деятельности для ребенка. Знания, получаемые в игровой форме, усваиваются легко и прочно. Мир сегодня стремительно меняется. Очевидно, что подходы к обучению, методы преподавания, способы удержания внимания детей на протяжении урока должны меняться соответственно, а лучше с опережением. Я очень благодарна газете за возможность чуть более подробно познакомить аудиторию с передовыми технологиями в области образования - Образовательными программами Лего.