В коммунарстве давно, может быть, с первых дней творения, бродили мысли, что нужно завоевать школу. Но не получалось, школа - старый, крепкий бастион авторитаризма.

Основным препятствием были, однако, вовсе не формуляры, а глухая приверженность огромной массы учителей к авторитарным отношениям с детьми. Глухая стена неверия в реальность держать класс в повиновении без применения окрика, родительского ремня и проработки у завуча. А если не держать, то как иначе? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно было решиться экспериментировать, зная, что на первых порах провалы неизбежны, как неизбежны и последующие кары «сверху». И никто не решался. В общем, не было коммунарства в школе. За единственным тогда исключением - школы Караковского.
Дворцы пионеров, ЖЭКовские подвалы - вот место прописки коммунарства старых времен. Всего этого давно уже нет. Может, из этого правила есть и исключения (вроде Форпоста Шацкого в Москве), но почти что все старые коммунарские клубы дали дуба, зато теперь возникли коммунарские школы. Их немного, но и то сказать - школа не подвал.
Кроме уже упомянутых школы Караковского и 51-й рязанской, можно назвать 459-ю школу в Санкт-Петербурге, где руководят прямые последователи и ученики Иванова, опыт 6-й школы г. Острова Псковской области, а также школы-комплекса №18 г. Йошкар-Олы. Наверно, есть и еще где-то, только пока я не знаю.
Итак, что же во всех этих школах делается?
В двух словах это можно объяснить так - коллективное творческое дело, направленное на изучение той или иной школьной темы. А это значит - совместное творческое планирование «учебной акции», совместное, коллективное ее проведение и такое же подведение итогов. К примеру, вот как проходит интегрированный урок по химии-истории-музыке. Парты ставятся группами, дети тоже разбиваются на группы. Изучают, скажем, творчество А.П.Бородина. Вместе придумываются темы и задачи для групп, потом распределяются.
Дальше работают группы. Слышатся приглушенный смех, тихие разговоры. Кто-то побежал в школьную библиотеку. Создается нормальная рабочая обстановка, слегка подогреваемая предполагаемым соревнованием групп.
Наконец, строго по часам начинается самое главное - нечто вроде представления на тему «А.П.Бородин - композитор, химик, историк». Выступают все группы по очереди. А потом - общее обсуждение с подведением итогов.
В таких учебных к. т. д. очень часто применяется интеграция предметов и даже параллелей - старшие могут готовить урок для младших, а ведь известно, что когда учишь - сам учишься.
Как выяснилось, сочетание старого и условно нового, коммунарского, очень эффективно. Да и вообще коммунарская методика, по всей видимости, хорошо сочетается практически со всеми имеющимися на сегодня формами и способами обучения. Она ничего не отменяет, только дополняет.
То, чего боялся раньше учитель, - потеря управления классом - как раз этой «добавкой» полностью исключается. Возникают предпосылки творчества как детей на уроках, так и учителей.
В ноябре этого года в Санкт-Петербурге состоится Всероссийский съезд учеников и последователей Игоря Петровича Иванова. Выдающемуся педагогу в этом году исполнилось бы 75 лет. Меня просили опубликовать адрес оргкомитета. Вот он: 197101, Санкт-Петербург, Большой проспект Петроградской стороны, 73/36, Дом детского творчества. Телефон (0812) 234-44-46.
Я считаю, должен состояться серьезный и нелицеприятный разговор о том, чем должна быть коммунарская педагогика в нашу непростую современную эпоху - лишь откликом, отзвуком, экспонатом в музее педагогики шестидесятых годов или важным вкладом в российскую версию школы рубежа двух тысячелетий.