Побеседовал с каждым. Интересуюсь у последних: «А какой же факультет вы выбрали в сельхозакадемии?» «Экономический», - отвечают они. Я учу этих детей, знаю их математические и гуманитарные способности, хорошо вижу их общий уровень интеллектуального развития. Если поступят, уверен, будут учиться неплохо. Хотя сегодня можно легко ошибиться. Времена и люди совсем другие стали...
Школа наша сельская, скоро будет отмечать свое столетие, как стала земской светской. Все это время она впитывала в себя образ деревенской жизни, прирастая «пуповиной» к матушке-земле, кормилице нашей. Постигая основы научных знаний, школьники ни на один день не прекращали работу на земле.
Был огромный смысл в этом. Юноши и девушки приобрели трудовую закалку в ученических производственных бригадах. Хочу заметить, тогда родители не только не препятствовали тому, что их чадо будет весной, летом и осенью трудиться в бригаде, а, наоборот, считали, что занятые трудом дети будут приучены к самостоятельной жизни, в труде обретут себя. Я замечал, какие хорошие, крепкие семьи сложились у тех, кто учился работать на земле. Вросли корнями в землю-матушку сами, словно могучие деревья, и обросли ветками-детишками.
А сколько хороших руководителей и специалистов сельского хозяйства прошли через нашу бригаду! Из 22 бригадиров пятеро стали председателями колхозов.
А теперь... За окошком XXI век. Век крутых перемен в истории нашего Отечества. Как говорил один из известных писателей-политиков, мы из страны казарменного социализма галопом рванули в страну дикого коррупционно-олигархического капитализма. Что это такое, народ почувствовал уже тогда, когда его надули с ваучерами. И бросили нас, в том числе и школу российскую, с головой в пучину рыночной экономики. Кто научился в ней плавать, тот дрейфует, кто не способен - тот тонет или уже давно на дне. Ненужными оказались и наши школьные производственные бригады. На десяток лет они подготовили кадры для сельхозпредприятий, а дальше...
А кого интересует дальше? Кто из инвесторов, пришедших на землю, составил перспективный план, в том числе и по кадрам, на 10-15 лет? А ведь в свое время Шелаевская средняя школа со своим хозрасчетным подразделением - ученической производственной бригадой и шефствующим над школой колхозом «Красный путиловец» имели договор совместной деятельности на 10 лет - с 1981 по 1990 год, где были определены обоюдные обязательства, способствующие развитию и школы, и колхозного производства. А председатель колхоза вместе с секретарем парткома имели свои подшефные классы в школе.
Хозяйство помогало школьной бригаде горюче-смазочными материалами, техникой, инвентарем, специалистами. Бригада ковала кадры для колхоза. Были взаимный интерес и взаимная выгода, были надежда и уверенность в завтрашнем дне.
Сегодня заросла тропа-дорога от инвестора в школу. Лишь по случаю, по приглашению на праздники заглянет на минуту представитель от владельца землями бывшего колхоза. Теми землями, которые и мой дедушка Яков получил при выходе из общины в 1907 году на себя и на шестерых своих сыновей (это к слову)...
Доживают свой профессиональный период жизни нынешние механизаторы хозяйства «РусАгроШелаево». Это мои выпускники конца 70-х - начала 80-х годов прошлого столетия, бывшие члены ученической производственной бригады, получившие удостоверения механизаторов и водителей в нашей школе. Многие из них попали под «косилку» сокращения кадров. Да оно и понятно. Пришла современная импортная и отечественная мощная, энергонасыщенная техника. Один «Джондир» заменяет три-четыре маломощных агрегата. Соответственно один механизатор выдавит из своего коллектива троих себе подобных. Куда? На биржу. Бульдозером расчистили площадки от бывших молочно-товарных ферм, расформировали автопарк. А бывший колхозный гараж можно использовать под спортзал для игры в мини-футбол. Да вот беда, играть некому. На колхозном дворе хоть волком вой, никого нет.
В бывшей колхозной конторе сидит один дежурный, на всякий пожарный случай.
Вот я теперь и думаю: кому я нужен со своей ученической производственной бригадой? Инвесторам - нет, Управлению сельского хозяйства - нет, Комитету образования - для отчета. Родители видят обстановку в селе и понимают, что времена колхозные - давно минувших лет история. Может, бригада и сельская школа нужны государству? Нет. Государству невыгодны сельские школы, особенно малокомплектные. Оно их стирает с лица земли подушевым финансированием. А в те, что еще живут пока, подбрасывает учебный план, в котором уже нет трудового обучения в 9, 10 и 11-х классах. Кого же мы растим? Кто же нас будет кормить через 10-15 лет, когда профессия хлебороба станет такой же экзотической, как и профессия космонавта? А ведь вырастить настоящего хлебороба, хозяина земли, - это не совсем простое дело.
Что же необходимо сделать сегодня, чтобы не оставить бесхозной землю, чтобы не дать ей превратиться в дикое поле, поросшее чертополохом? Не претендую на истину в последней инстанции, но выскажу свои соображения, которые, на мой взгляд, помогут не просто реанимировать во многих сельских школах ученические производственные бригады, но и сохранить село, над которым сегодня занесен меч-косарь, что уже скосил многие сельские школы России.
Было бы, конечно, здорово, если бы наше государство и правительство по-особому отнеслись к судьбе сельских школ, а равно и к селу и сельскому хозяйству, проявляя внимание и заботу, какие они допускают по отношению к олигархам и предпринимателям. Имея общую программу совместных усилий по спасению сел и деревень России, а значит, и сельских школ, Министерство сельского хозяйства, Министерство образования и науки России могли бы оказать практическую помощь умирающим селам и сельским школам. Вряд ли они на это пойдут. Министерство образования и науки РФ сегодня пытается доказать самому себе, что ЕГЭ - это панацея от всех бед в образовании. А иначе как оправдать миллиардные затраты (раньше не тратили ни копейки) на организацию экзаменов в городских и сельских школах? Чиновникам сегодня не до ученических производственных бригад. Сужу об этом потому, что, будучи участником нескольких всероссийских слетов и конкурсов этого ребячьего дела, ни единого раза не встречал там министерских чиновников. А жаль, хотелось высказать им свои пожелания. Боюсь, что в министерствах об этих бригадах ничего и не знают. А между тем итальянцев, например, заинтересовал наш опыт воспитания человека трудом.
Понимаю, иметь каждой сельской школе бригаду - нереально. Даже не каждая полная средняя школа способна на ее содержание. Чтобы бригада выращивала настоящего хозяина земли, ей нужна своя земля. У абсолютного большинства сельских школ ее нет. Нужны техника, инвентарь - чего тоже нет.
Нужна серьезная интеграция департаментов АПК, образования, культуры и молодежной политики, учебных заведений сельскохозяйственной направленности и нынешних хозяйствующих субъектов на земле. Что касается последних, они должны быть больше всех заинтересованы в этой интеграции, коль собрались хозяйничать на земле. Им больше всего нужны надежные грамотные кадры.
Иначе на земле будут работать, как в Сибири газовики и нефтяники, - вахтовым методом. А это уже сейчас просматривается. Временщики землю любить не будут. Этим ответит им и земля.
На мой взгляд, необходимо в каждом районе определить 3-4 базовые школы, которые могли бы стать центрами подготовки начальных профессиональных навыков различных сельскохозяйственных специальностей. Хозяйствующие субъекты различных отраслей производства должны иметь четкую картину кадрового движения, чтобы через 5-10 лет не остаться у разбитого корыта.
Возможен вариант открытия на базе полных средних школ филиала профучилищ сельскохозяйственной направленности. Наконец, не исключена возможность создания учебно-производственного комбината для всех сельских школ района. У комбината может быть своя земля (в каждом районе можно найти до 100 га брошенных паевых земельных участков), своя техническая база, причем современная, а не из прошлого столетия, толковые инженерно-педагогические кадры и, конечно же, учебный план и программы, отвечающие духу времени.
Выпускники таких базовых школ или учебно-производственного комбината должны иметь выход на средние специальные и высшие учебные заведения целевым направлением, а после их успешного окончания - гарантию трудоустройства на сельскохозяйственном предприятии.
Нужна серьезная, кропотливая профориентационная  работа с самого раннего детства. Что касается профессиональной подготовки, то опыт подсказывает: ее следует вводить с восьмого класса, чтобы создать более устойчивый задел в определении выпускником своей будущей профессии. Необходима дифференцированная, сугубо индивидуальная работа с родителями с целью переориентации их намерения  устройства своих детей на учебу юристами и экономистами. Их уже наштамповали на двадцать лет вперед. А желательно бы ориентировать своих детей на агрономов, ветеринарных врачей, инженеров и техников, механизаторов широкого профиля, операторов машинного доения, там, где они нужны сегодня, а еще больше завтра. У них и зарплата на нынешний день не меньше, чем у юристов.
И еще. Я абсолютно убежден, что, если первые лица из числа руководителей не будут заинтересованы в сохранении и развитии ученических производственных бригад в любой их форме, школа не справится с этой задачей. Одна она, какой бы она ни была, обречена.

Вот я теперь и думаю: кому я нужен со своей ученической производственной бригадой? Инвесторам - нет, Управлению сельского хозяйства - нет, Комитету образования - для отчета. Может, бригада и сельская школа нужны государству? Нет. Государству невыгодны сельские школы, особенно малокомплектные.

Чтобы бригада выращивала настоящего хозяина земли, ей нужна своя земля. У абсолютного большинства сельских школ ее нет. Нужны техника, инвентарь - чего тоже нет.

​Василий ПОДЕРЯГИН, директор Шелаевской средней школы, Валуйский район, Белгородская область