Год учителя был судьбоносным для образования всей страны. И Омска, конечно, в частности. Произошли важнейшие события: запуск пилотных проектов модернизации образования, принятие программных документов - законопроекта «Об образовании» и новой Федеральной целевой программы развития образования РФ на 2011-2015 годы. Переход на новые образовательные стандарты - исторический момент в системе образования государства. От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые, с новой системой организации учебной деятельности и, самое главное, оценки результатов. Ресурсы, имеющиеся у нас, доказывают состоятельность муниципальной системы образования города Омска: образовательные учреждения уже вливаются в это направление модернизации. Начиная с 2008 года ряд омских школ вошли в федеральный эксперимент по апробации федеральных образовательных стандартов второго поколения.
На базе гимназии №76 создано городское методическое сообщество, и уже более 150 педагогов в рамках инновационной деятельности подробно ознакомились с новыми стандартами, погрузились в захватывающую деятельность по проектированию системы типовых заданий для школьников, проектированию современных уроков, совершенствованию оценочной деятельности. С 1 сентября 2010 года ФГОСТ реализуют 11 общеобразовательных учреждений города Омска. Ведется активная работа по подготовке всех школ города к реализации новых стандартов с 2011 года. Для этого при Департаменте образования администрации города Омска создана рабочая группа с привлечением различных специалистов. На базе пяти учреждений города, реализующих стандарт, созданы пилотные площадки по подготовке образовательных учреждений для введения.
- Илья Владимирович, еще совсем недавно и ЕГЭ как своеобразный этап модернизации образования был экспериментом. Теперь это реальность образовательной практики, хотя о нем до сих пор спорят.
- Что бы ни говорили о ЕГЭ, его данные позволяют судить об уровне преподавания. Уровень успеваемости выпускников города Омска сейчас  99,6 процента, что составляет 100,3 процента от планового показателя стандартов образования, а качество знаний -  44,6 процента, тоже выше планового показателя. Удельный вес выпускников города, сдавших ЕГЭ, в этом году составил более 98 процентов. Отрадно отметить, что 14 выпускников набрали максимальный балл по предметам. Число выпускников, не подтвердивших свое право на получение аттестата, составило 1,3 процента - ниже, чем в среднем по России.  
- Одним из условий реализации новых стандартов является интеграция общего и дополнительного образования. Есть ли в муниципальной системе образования такой опыт?
- И опыт есть, и система отлажена. По нашей статистике, системой дополнительного образования охвачены более 60 тысяч детей, из них - 32 тысячи занимаются в секциях, кружках, объединениях, организованных на базе общеобразовательных учреждений. И таких секций действует более 2 тысяч!
Основным затруднением в деятельности, направленной на интеграцию дополнительного и общего образования, является отсутствие нормативной базы. Мы будем сохранять и наращивать потенциал дополнительного образования на базе школ, создавать новые управленческие модели кооперации учреждений образования в целях снижения перегрузки, создания индивидуальных образовательных планов детей. Именно это - основа перехода на новые стандарты, при реализации которых ребенок получает весь комплекс образовательных услуг в условиях школы полного дня.
 - Все с волнением ожидают новых правил аттестации педагогических и управленческих кадров с 2011 года.
- У омских педагогов нет оснований для беспокойства. Это, как и ранее, периодическое подтверждение квалификации педагога, и закономерно, что к предметным компетентностям добавляется соответствие задачам, стоящим перед образованием. Поэтому наши приоритеты кадровой политики - это поддержка молодых педагогов, поддержка лидеров. 93 процента молодых, которые пришли в муниципальную систему образования в 2008 и 2009 годах, остались работать в школах и детских садах, а в 2005 году процент закрепления составлял только 52 процента. Причем если в 2005 году поступили на работу 168 молодых специалистов, то в 2010 году - уже 270. Ежемесячная доплата к должностному окладу назначена 198 молодым специалистам, единовременная денежная выплата в размере 20 тысяч рублей - 170 молодым педагогам.
- Как решаются задачи развития профессиональной компетентности педагогов?
- В 2010 году на муниципальный конкурс инновационных проектов и программ, направленный на распространение эффективного педагогического опыта, подано 103 проекта от учреждений. И почти половина из них отмечена поддержкой в виде дополнительного финансирования. Ежегодно 2,5 тысячи педагогов становятся активными участниками городских инновационных объединений, участвуют в постоянно действующих мастер-классах, семинарах, творческих группах и лабораториях. Мы сохраняем традиции российского образования, однако жизнь требует сегодня появления учителей новой формации, хорошо знающих свой предмет и психологию человека, владеющих информационно-коммуникационными технологиями. От 60 до 80 процентов педагогов инновационно ориентированных учреждений вносят компьютерные и интернет-технологии во внеурочную и воспитательную деятельность. Система поддержки педагогов города традиционно мощна и многопланова. Например, в федеральном конкурсе лучших учителей за пять лет приняли участие более 500 педагогов города, 198 из них победили, а в 2010 году 8 педагогов из 16 в регионе стали обладателями гранта в 200 тысяч рублей. С 2008 года в муниципальном конкурсе лучших педагогов приняли участие 418 педагогических работников. За три года 150 педагогов стали победителями и получили муниципальную поддержку в размере 100 тысяч рублей. Ежегодное увеличение числа участников говорит о том, что конкурсы достигают поставленных целей - активизируют профессиональную и творческую деятельность педагогов.
- Илья Владимирович, Год учителя был богат новшествами поддержки омских педагогов?
- Одним из знаковых мероприятий стал проект «Живая нить», разработанный общественной организацией «Совет ветеранов педагогического труда». Вышла в свет книга о педагогических династиях Омска «Живая нить». Созданы музейные комплексы, открыты школьные доски почета. Впервые в истории омского образования открыта городская Доска почета педагогов, кроме того, имена лучших теперь вносятся в Книгу Почета. Совершенно потрясающий конкурс «Призвание» организован по инициативе мэра Омска Виктора Филипповича Шрейдера. Победителей столько же, сколько учреждений образования в Омске, и каждый получил не только 50 тысяч рублей, но и свою законную долю благодарности, добрых слов от коллег.
 - В планах модернизации заложено обеспечение успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...
- С этого учебного года начала работать Программа дистанционного обучения детей-инвалидов. Отрадно отметить, что детям с ограниченными возможностями здоровья предоставлена техника (компьютер со скайпом и другим оборудованием), дающая возможность получать задания и общаться с педагогами в режиме онлайн. 24 ребенка из школ города будут обучаться дистанционно. В городе создана система оздоровления. В результате наблюдается тенденция снижения заболеваний, связанных с нарушением осанки, на тысячу случаев в год, снижение заболеваний сколиозом - почти на 700 случаев. Значительный прорыв нами сделан в области питания. Главное - поменялось отношение родителей к питанию в общеобразовательном учреждении. В результате в школьную столовую пошли дети. Пожелания родителей и планы модернизации здесь солидарны - родители хотят видеть своего ребенка прежде всего здоровым! Постепенно в каждом появятся проекты по здоровьесбережению.
- Инновации в образовании невозможны без совершенствования материально-технической базы учреждений. Насколько это возможно в кризис?
-  Неписаный лозунг нацпроекта «Ресурсы - лидерам!» актуален для изменений в образовании. Растет число участников муниципального конкурса инновационных учреждений: если в 2008 году в нем приняли участие 37 образовательных учреждений, то в 2010 году таких участников стало 72. Эти учреждения для нас - активные точки роста. Важно, что не власть, а именно общественность оценивает потенциал, идут мощный анализ и самоанализ материальных и кадровых ресурсов учреждений. Сегодня 221 муниципальное образовательное учреждение осуществляет инновационную деятельность, что составляет почти 59 процентов от общего количества учреждений. За последние 5 лет школами, детсадами, домами творчества привлечено 93 гранта федерального, регионального и муниципального уровней на развитие своих учреждений - 92 миллиона 200 тысяч! На средства грантов приобретается нестандартное дорогостоящее оборудование, например, спортивные школы купили себе снегоходы для прокладывания лыжни и боксерский ринг. Все общеобразовательные учреждения города оснащены интерактивными досками и мультимедийными проекторами. С 2008 года учреждениями - победителями муниципального конкурса на компьютерное оснащение направлено около 23 миллионов рублей. Устойчивой характеристикой успешных процессов модернизации образования города является внедрение общественно полезных проектов при поддержке администрации города Омска, ориентированных на образовательную сферу.
- Илья Владимирович, подведем итог всему сказанному. Кто же они - современный омский педагог, директор школы? Изменил ли их Год учителя?  
- Меняет не год, а события. Надо признать, что определение педагога с позиций модернизации перестало быть романтичным. Сегодня это тот, кто готов менять форматы деятельности - под заказчика образовательных услуг: ребенка, родителя, шире - государства, общества. А современный руководитель, менеджер - тот, кто понимает и принимает ценность и необходимость перемен в образовании.

Омск