Выступавшие с сожалением и даже болью говорили, что образование в России находится в глубоком кризисе. В прошлом году результаты ЕГЭ были особенно низкими. А декабрьские события на Манежной площади показали все просчеты в воспитании нашей молодежи.
Если нет контроля со стороны общества, многие проблемы, в том числе и образовательные, останутся нерешенными. Более того, продолжится отчуждение его от школы. Их пути все более расходятся.
Разрушен институт семьи, разрушено образование. Новый закон об образовании только усугубит ситуацию.
У нас в стране нет внятной политики - ни национальной, ни молодежной, ни образовательной. В обществе нет доверия между людьми, между национальными сообществами, между отдельными группами. Ощущается тотальное недоверие друг к другу. О какой консолидации общества может идти речь? Именно школа - основа гражданской консолидации. Но не является ею.
Директор Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Михаил Кузьмин говорил, что нужно помочь этим разрозненным группам найти точки соприкосновения, вести диалоги культур, пробудить желание лучше узнать друг друга. Нашей целью должно стать формирование российской идентичности, общего единого гражданского сознания. И при этом сохранить культуры и языки всех национальных групп.
Профессор кафедры истории и социологии социологического факультета МГУ Виктор Гараджа согласен, что сегодня необходимо общими усилиями выработать единую общность людей, конечно, при сохранении всех особенностей этносов; принять общегражданскую идентичность. У нас у всех одинаковый паспорт. Мы - россияне. На первый план выходит форма существования единого национального государства. Это выгодно всем. Это даст материальный и духовный комфорт. Однако образование этому не способствует.
В ходе семинара была выражена надежда, что ситуация может измениться, что ее еще можно переломить. Государство и общество должны смотреть в одном направлении, потому что цели и задачи у них общие.