Светлана ТРУСЕНЕВА, и.о. заместителя министра образования Калининградской области:
- Сегодня можно говорить о промежуточных итогах перехода образовательных учреждений на автономию. Формируется новый тип руководителя - менеджера, самостоятельно определяющего программу развития учреждения. Расширился перечень предоставляемых образовательных услуг. Спрос родителей на такого рода услуги возрастает в связи с улучшением их качества. Оптимизируются расходы по уборке территории и помещений, организации питания, подвозу учащихся. В целом при переходе учреждений образования в статус автономных их доходы от эффективного управления и оказания платных услуг в среднем возрастают на 10-15%.

Надежда ТУКТАРЕВА, заместитель начальника Департамента образования администрации Ноябрьска, Ямало-Ненецкий АО:
- Сегодня в нашем городе начали активную подготовку к переходу в автономные учреждения две школы и пять детских садов. Решение было принято с согласия самих коллективов. Главное, что отличает руководителей этих учреждений, - они готовы управлять в современных условиях и в то же время понимают всю ответственность, стоящую перед ними. В принципе переход к автономии готовился заранее. Учреждениям дано право проявлять свою самостоятельность в рамках новой системы оплаты труда, при составлении образовательных программ. А теперь они еще получат и некоторую экономическую свободу.

Людмила МЕРКУЛОВА, заведующая отделом образования администрации Россошанского района, Воронежская область:
- Мы пока не переходим к автономии, изучаем все плюсы и минусы. В целом если все станет более понятно, то на следующий год планируем три учреждения перевести в статус автономных. Не так давно наши директора присутствовали на интернет-семинаре в региональном учебном центре, и больше всего вопросов было именно на эту тему. Но от Минобрнауки полных ответов они так и не получили. Очень много сомнений, в том числе и в практической пользе автономии для образовательных учреждений.

Максим САВЕНКОВ, директор Центра творческого развития «Томский хобби-центр»:
- Томский хобби-центр стал автономным еще в конце 2007 года, одним из первых в городе. При переходе на новую форму работы поменяли оргструктуру, оптимизировали топ-менеджмент, создали мощную бухгалтерскую группу, которая сейчас консультирует школы по вопросам автономии. Один из основных плюсов - возможность самим решать, на что потратить заработанные средства. Кроме того, и кризис это показал, автономные учреждения гораздо более устойчивы, ведь в отличие от других не рассчитывают только на городской бюджет. Увеличилась и средняя зарплата сотрудников, особенно та ее часть, которая начисляется за счет внебюджетных доходов. Из минусов - риск уменьшения муниципального задания и соответственно финансирования.