Школы группы «учебного риска» определяются по нескольким критериям:
- во-первых, это результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов;
- во-вторых, результаты внешней экспертизы уровня образовательной подготовки учащихся;
- в-третьих, результаты образовательной деятельности самой школы. Каждая школа, попавшая в группу «учебного риска», детально проводит анализ низкого качества образования и совместно с окружным методическим центром (ОМЦ) разрабатывает пути выхода из сложившейся ситуации.
Методический центр ЮАО еще в сентябре 2010 года разработал комплексную целевую программу помощи школам группы «учебного риска». В программе предусмотрена адресная работа со всеми субъектами образовательного процесса: с учениками, учителями и администрацией. Одним словом, это именно та ситуация, когда для работы объединяются всем миром.
Для администрации школ группы «учебного риска» в округе периодически проводят рабочие совещания, планом предусмотрены тематические семинарские занятия, организация групповых и индивидуальных консультаций. Особое значение округ придает формированию плана внутришкольного контроля, планов работы методических объединений, совершенствованию аналитических умений руководителей школ. Красной нитью всех организационно-методических мероприятий становится выбор эффективных управленческих решений по организации педагогической деятельности учителя и работе с контингентом учащихся, имеющих затруднения в обучении.
Окружные методисты-предметники оказывают непосредственную помощь каждому учителю. В методическом центре была проанализирована обучающая деятельность каждого учителя 9-х и 11-х классов школ группы «учебного риска», выявлены основные педагогические проблемы и намечены пути их преодоления, для учителей разработан комплекс модульных учебных курсов, мастер-классов, групповых консультаций.
Ученикам школ группы «учебного риска» предоставляется возможность дополнительных бесплатных занятий на базе вузов, расположенных в Южном округе (Московская академия водного транспорта и Московский инженерно-физический институт). Очень важна взаимопомощь школ-соседей: на базе школ с высоким образовательным рейтингом открыты консультационные пункты подготовки к ЕГЭ, причем в них могут обратиться ученики школ всего округа.
Большие возможности педагогам, администрации школ, учащимся и их родителям предоставляет сайт методического центра (www.omc-sinergi.ru), где на страницах сетевого журнала транслируются уроки лучших учителей округа, а в «Виртуальной школе» предоставлена возможность пройти учебные тренинги по основным предметам.
Всем образовательным учреждениям округа, в том числе и школам группы «учебного риска», предложены методики по созданию внутреннего мониторинга качества образования каждого ребенка. Есть надежда, что такая совместная организационно-методическая деятельность субъектов образовательного процесса и специалистов методического центра будет способствовать оперативному решению проблем предупреждения неуспешности в обучении.