Например, ученики гимназии представляли изобретенную ими теплосберегающую краску в Сколкове, а их школьная бизнес-компания стала призером конкурсов в Санкт-Петербурге, Лондоне и Париже.
Среди тенденций развития образования в регионе мы отметили также, что в Казани ведут работу по оптимизации сети, но небольшими темпами, в силу того каждая школа города имеет по 1000 и более учащихся. Малокомплектных школ (400-500 учащихся) немного, все они находятся в процессе реорганизации. Массового перехода ОУ к автономии мы тоже не заметили: например, территориально город поделен на 7 районов, в каждом из них только одно-два муниципальных автономных образовательных учреждения. Взять опыт казанских коллег при переходе к автономии нецелесообразно, так как у них сохранена централизация закупок, нет финансовой самостоятельности.
В Татарстане осуществлен переход на нормативно-подушевое финансирование и НСОТ, но, на наш взгляд, это формальность, так как на вопросы об особенностях оплаты труда исчерпывающих ответов мы не получили. Новая система базируется на Типовых критериях оценки эффективности деятельности руководителей и работников общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, подобный опыт в Москве неприемлем.
В целом поездка оказалась очень познавательной. Регион показал лучшее, что у него есть, у нас была возможность напрямую вести диалог с коллегами, члены нашей группы почерпнули интересные идеи для своих образовательных учреждений. Что из опыта Республики Татарстан можно транслировать в практику московских школ? Наша группа директоров решила, что мы можем использовать опыт создания лабораторий для организации исследовательской и проектной деятельности школьников под руководством ученых высшей школы (в гимназии №7 подобная лаборатория носит имя Эйнштейна), а также школьные бизнес-компании.