В Тульской области реструктуризация в целом завершена, в нормативные документы введено понятие «сельская школа». Департамент определяет список ОУ, относящихся к этому виду, при этом их финансируют за счет средств области, так как они остались малокомплектными и после реструктуризации.
В Туле полностью сохранена сеть общеобразовательных учреждений, наполняемость которых колеблется от 160 до 1200 человек. Тут строго отслеживают лишь наполняемость классов, которая не должна быть меньше 25 учащихся. В большинстве образовательных учреждений не реализуют программы дополнительного образования, так как в городе сохранена сеть учреждений дополнительного образования, нормативное финансирование еще не введено, а платные услуги в стадии зарождения - в основном все образовательные услуги детям оказывают на бесплатной основе. Школы участвуют в конкурсах и грантах, организованных в рамках губернаторских программ, за счет чего имеют возможность существенного обновления материальной базы.
Основной проблемой тульские управленцы считают сложную ситуацию в кадровом обеспечении, ведь в Тульской области каждый третий педагог - пенсионер.
В Туле мы посетили два образовательных учреждения: городской информационный лицей №4 и областную специальную (коррекционную) образовательную школу - интернат для слабослышащих и слабовидящих детей. Реализуя национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», эти учреждения имеют современную инфраструктуру, каждый класс оснащен мультимедийным оборудованием и комплектом нетбуков.
У этих школ нет платных дополнительных услуг, все оснащение они приобретают за счет участия педагогов и учащихся в муниципальных конкурсах (грантах), спонсорской помощи родителей и социальных партнеров.
Для оснащения Центра дистанционного обучения детей-инвалидов в коррекционной школе - интернате губернатор Тульской области выделил 100 млн рублей в 2010 году. Оснащение ошеломляющее: каждый ребенок и педагог имеют персональное автоматизированное место для занятий и выход в Интернет. Кабинет для очных занятий оснащен новейшим оборудованием с учетом отклонений в здоровье всех видов, кроме восьмого. На 240 детей - 176 преподавателей, имеющих помимо общеобразовательной подготовки дефектологическую; коррекционная программа создается под каждого ребенка.
Новая система оплаты труда в Туле реализуется с 2007 года. Прежде чем перейти к новой системе оплаты труда, Департамент образования Тулы выбрал шесть пилотных школ для апробации этой системы, пригласив для разработки системы научного руководителя из Москвы. Работа строилась так: результаты эксперимента передавали в аудиторско-экспертную компанию «БАЛТ-АУДИТ-ЭКСПЕРТ», там шла экспертиза, после чего в проект системы вносили коррективы.
Сегодня новая система оплаты труда Тульской области сформирована и выглядит следующим образом. Все работники образовательного учреждения поделены на 4 категории, причем подробно расписано, кто и к какой категории работников относится, разработана система коэффициентов, учитывающих образование, специфику труда, квалификацию, стаж работы (для учителей), масштаб образовательного учреждения, уровень управления (для руководителей). Рабочие получают зарплату по ЕТС.
Базовый оклад педагога Тульской области до введения НСОТ был 2300 рублей, после ее введения составил 4600 рублей. Средняя заработная плата в отрасли составляет примерно 12000 рублей, что на 4-5 тысяч меньше, чем средняя по области.
Руководители не имеют коэффициента за стаж, но получают 100%-ную надбавку от Департамента образования и 10-50%-ную надбавку за качество работы. В целом зарплата руководителя - 18-20 тысяч.
Стимулирующая часть фонда оплаты труда составляет 25%. Пересмотр надбавок происходит один раз в полгода и для педагогов, и для руководителей.
В результате всей этой работы были получены два эффекта:
- зарплата педработников и руководителей увеличилась в среднем на 2-4 тысячи (порядка 13-20%);
- зарплата служащих подтянулась к зарплате педагогов.