Нас ознакомили с опытом работы трех совершенно разных учебных учреждений: лицея №11 с начальной школой (учреждению 185 лет); негосударственного образовательного учреждения «Обыкновенное чудо», представившим уникальную систему образования «Ясли - школа с 1-го по 11-й класс», и лицеем №18 «Школа будущего» с современной материально-технической базой: тут есть производственный комплекс (5 мастерских) и специальные помещения для учебно-прикладных кружков по интересам; лечебно-восстановительный центр, в котором объединены силы и средства лицея и республиканской больницы; Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития учащихся; спортивная школа (6 спортивных залов и бассейн).
Нам было интересно узнать о том, как наши коллеги относятся к ЕГЭ, ведь Москва сдает этот экзамен лишь два года. В Марий Эл выпускники школ сдают ЕГЭ уже 11 лет, педагоги и управленцы эту систему итоговой аттестации считают эффективной, так как у выпускников школ республики появилась возможность на бюджетной основе получать образование в ведущих вузах страны. Результаты ЕГЭ для управленцев - индикатор, который помогает при распределении средств дополнительного финансирования учреждений и стимулирующей части фонда оплаты труда.
Новая система оплаты труда внедрена во всех образовательных учреждениях два года назад, процесс перехода был практически безболезненным, так как в школах республики всегда сохранялся надтарифный фонд, из средств которого и стимулировали труд работника.
Три года школы Марий Эл работают в условиях нормативно-подушевого финансирования, исключение составляют лишь малокомплектные школы, которые финансируют по смете. Кроме того, дополнительное финансирование получают конкретные программы.
Нам понравилось, что школы освобождены от несвойственных им функций, например, не их забота организация и проведение уборки снега, ремонт ограждения или обрезка деревьев, это прерогатива дирекции и ЖЭКов.
К процессу реструктуризации в Марий Эл подходят осторожно, так как руководство республики считает: начальная школа должна быть рядом с домом, даже если школа набирает только один первый класс. При этом управленцы учитывают отрицательный опыт слияния малокомплектной школы с крупной: дети тяжело проходят процесс адаптации в новых условиях.
Эффективно решают в республике проблемы по здоровьесбережению, но для этого создана хорошая материальная база. Интересен, на наш взгляд, опыт введения третьего часа физической культуры за счет часов дополнительного образования. Например, в лицее №18 ежегодно каждый ребенок выбирает вид спорта и один раз в неделю посещает кружок. В результате все учащиеся могут в течение всего времени обучения в школе пройти через занятия волейболом, баскетболом, «социальными» (линейными) танцами. У каждого учащегося есть «олимпийская» книжка, в которой выставляются зачеты, в конце года подведение итогов - большой общешкольный спортивный праздник с участием родителей.
Во всех школах, с работой которых мы знакомились, есть маленькие производства, которые приносят доход учреждению, дают начальные знания учащимся по организации своего бизнеса: типография, ателье, уход за лошадьми.
Во всех школах есть управляющие советы или советы школы, которые имеют печать и лицевой счет. Деньги, поступившие от благотворителей, они тратят сами, платные дополнительные услуги введены во всех школах.
Интересен опыт взаимодействия и прежде всего эффективной деятельности Министерства образования, Министерства культуры и спорта, у которых есть общие цели, задачи и программы во благо детей. Например, в Йошкар-Оле реализуют программу музейной педагогики на базе художественной галереи. Это не бесплатные, как у нас, абонементы, а специальные выставки для учащихся, залы, где учащиеся могут воспользоваться компьютерными ресурсами. Программу за счет своих средств финансирует город. На занятиях можно получить и практические навыки, например, создать картину из цветного песка или заняться китайской каллиграфией (это уже за счет средств родителей, но по очень разумным ценам).
Интересен опыт заказа питания за один-два дня через Интернет и оплаты в столовой через терминал по специальной кредитной карте как для учащихся, так и для сотрудников школы. Результат: питанием охвачены почти 84% учащихся школ, это показатель почти на 6% выше, чем по всей России.
В центре внимания всех - от президента, министра образования республики до директора школы - содержание образования и каждый отдельно взятый ребенок. Принципы работы: «Будущее - это сегодня, а не 2020 год», «Во всем, что касается образования, - здравый смысл», «Не навредить», «Учит не учебник, а учитель».