Для тех, кто не знает или забыл, скажу, что столица Республики Мордовия Саранск - средний город по количеству населения (чуть более 340 тысяч человек), он обладает существенными специфическими чертами, характерными для относительно небольшого числа средних городов: в столице сосредоточена 1/3 населения республики; город относительно молодой, в результате развития соединил пласты городского и сельского населения, городской и сельской культуры с разнообразием жизненных укладов, потребностей, сложившихся традиций и привычек; в городе многонациональный состав населения; значительная концентрация учреждений высшего и среднего профессионального образования, а в городскую систему входят 127 образовательных учреждений разного типа и вида.
Мы посетили гимназию №12, нас приветствовала директор гимназии Н.Долматова, перед нами выступили заместитель министра образования РМ Е.Солдатова, исполняющий обязанности начальника Управления образования Саранска Н.Николаев, для нас дали открытые уроки учителя, которые в разные годы получали гранты в рамках ПНПО. В лицее №26 директор Ю.Митрофанов пригласил нас к разговору за «круглым столом» на тему «Лицей в социуме. Творчество. Содружество. Успех», в котором приняли участие председатели управляющего совета, родительского комитета и попечительского совета; мы возложили цветы к бюсту А.С.Пушкина, посетили музей лицея. В гимназии №19 мы посетили в музей «Партизанская слава», встретились с учащимися и побывали на мастер-классах педагогов. Конечно, нам было очень интересно ознакомиться с Саранском, и хозяева организовали для нас автобусную экскурсию «Мой любимый Саранск», во время которой главный специалист городского управления образования отвечала на все наши вопросы.
На чем же основаны подходы органов управления к реализации проекта «Наша новая школа»? Система образования городского округа Саранск с 2009 года перешла на программно-целевой метод развития и финансирования, были утверждены 5 долгосрочных программ развития системы образования города на 2009-2013 годы по различным направлениям деятельности и 2 программы по дополнительному образованию.
На мой взгляд, положительно то, что, во-первых, важнейшие стратегические документы развития муниципальной образовательной системы имеют социально-экономическое и организационно-педагогическое обоснование; во-вторых, в них выявлены факторы эффективного управления муниципальной системой образования в среднем столичном городе, источники ресурсной и нормативно-правовой поддержки инновационных преобразований, обоснован выбор педагогических технологий управления развитием муниципальной системы образования; в-третьих, в процессе реализации этих документов была организована опытно-экспериментальная работа.
Проблемы работников образования Москвы и Саранска очень похожи (финансирование, кадры, оценка качества образования, управленческая политика), поэтому главным для себя я посчитала выявление наиболее специфических и сильных сторон региональной образовательной политики, содержание поэтапной реализации НОИ «Наша новая школа» в ресурсных школах на территории среднего города РФ.
Общие позиции органов управления региона на пути к реализации НОИ «Наша новая школа» и ФГОС нового поколения:
    Каждая конкретная школа (независимо от уровня материального благосостояния) должна иметь свое лицо (неповторимый имидж: система самоуправления, атрибутика, культура приветствия и общения, национальный колорит и другое).
    В соответствии с ФГОС нового поколения определен приоритет воспитательной политики - формирование гражданской идентичности человека в условиях проживания в многонациональном и поликонфессиональном государстве, при этом патриотизм, любовь к общей великой Родине, консолидация, созидание - базовые ценности в воспитании школьников Мордовии. Тут считают, что опора на духовно-нравственное и патриотическое воспитание с учетом региональных особенностей должна отражаться в долгосрочных образовательных программах каждого ОУ.
    Системный подход к работе с высокомотивированными и одаренными учениками, массовое участие учащихся школ города (общеобразовательные, гимназии, лицеи) в мероприятиях национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» приносит конкретные практические результаты, развитие языковой культуры школьника (русский язык, иностранные языки и разные финно-угорские языки) - приоритет каждого ОУ Саранска, в ресурсных школах этого города работают кафедры творческого воспитания и развития, причем установка - талант не может развиваться в одиночестве, каждый одаренный ребенок должен расти на традициях.
    Здоровьесбережение, здоровый образ жизни, спорт - основа успешной учебной деятельности школьников. По предложению главы республики Николая Меркушкина во всех школах суббота объявлена днем спорта. Для того чтобы посвятить целый день одному предмету, потребовалось серьезное изменение учебного плана. Учебная нагрузка перераспределена таким образом, чтобы за 5 дней дети успели изучить необходимый объем школьной программы по всем общеобразовательным предметам. Особое внимание к физкультуре в школах Мордовии стали уделять с 2003 года, когда ввели три урока физкультуры в неделю. Тогда третий урок вводился в качестве эксперимента лишь в некоторых школах республики, а сейчас это ввели в практику 84% школ Мордовии. В некоторых школах есть классы, где каждый день - день спорта. С 2005 года в школах республики было создано 35 спортивных классов, специализированные классы с продленным днем обучения открыты во всех районах республики, некоторые школьники углубленно изучают физику, а у этих учеников углубленное изучение спортивной дисциплины - футбола, волейбола, баскетбола, тенниса, плавания, хоккея, лыжного спорта или велоспорта. Все расходы на содержание специализированных классов несет республиканский бюджет. Спортивными сооружениями города школы пользуются на договорной основе, в 12 ОУ есть бассейны, кроме того, принята программа строительства на территории всех школ спортивных площадок с искусственным покрытием.
    Проект «Здоровое питание». В Саранске совершенствуют школьное питание, тут заботятся о модернизации школьных пищеблоков, о разнообразии меню, ремонте школьных столовых, обновлении системы питания по карте учащегося.
    В Саранске разработан механизм перехода на НСОТ и есть нормативные документы по введению НСОТ и работе ОУ в этих условиях.
    Воспитание творчески одаренного учителя - ключевая проблема, которую решают региональные органы управления.
    Успех школы в современной социально-экономической ситуации в свете предъявляемых государством требований к образованию в Саранске видят в умении самофинансироваться, разумно опираясь на внутренние и внешние ресурсы. В соответствии с этим каждое ОУ должно разработать перспективную программу мер для достижения этой цели (например, оказывать дополнительные платные услуги по направлениям «Малышкина школа», «Французский язык без проблем», «Курсы по подготовке к ЕГЭ»: оплата - 50 руб. за 1 час, из них 25 руб. - школе, 25 руб. - учителю).
Так повелось, что в каждой командировке мы обретаем друзей-коллег, намечаем планы совместной работы. Так было и на этот раз. Мы приняли приглашение саранской гимназии №19 учащимся и учителям нашей школы №2017 для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Живая культура: традиции и современность», которая состоится в марте 2011 года на базе Республиканского межшкольного центра национальных культур, который создан в гимназии.
Итогом командировки я считаю то, что теперь мы уже сами с учетом опыта саранских коллег разрабатываем программу действий для привлечения дополнительного финансирования внутренними силами.