Одна из центральных проектных идей национальной инициативы «Наша новая школа» - «Учитель - ключевая фигура нашей новой школы», конечно, близка каждому из нас. Требования, предъявляемые к современной школе национальной инициативой «Наша новая школа», казалось бы, противоречивы. С одной стороны, четко обозначен социальный заказ на высшее образование, усиление контроля за уровнем образовательной подготовки учащихся, на различные формы независимой оценки качества образования. С другой стороны, поставлены новые образовательные задачи и цели на основе системно-деятельностного подхода, новое понимание ценностных ориентиров. Для разрешения этих противоречий необходимо понимать новые задачи, использовать новые педагогические технологии.
Современные образовательные системы заинтересованы в педагогах, которые ориентированы на выявление и решение проблем, на активное участие в инновационной деятельности, в управлении развитием образовательного учреждения, обеспечение его конкурентных преимуществ. При этом запрос на работу методических служб существенно меняется.
Успех в развитии современных систем образования в значительной степени зависит от профессионализма педагогов, их готовности к совершенствованию образовательного процесса. Ведущим механизмом определения профессиональной готовности педагогических кадров нынче стала их аттестация. В нашем округе, как и во всех других округах, сложилась определенная система аттестации педагогических и руководящих кадров, разработаны механизмы вступления в должность руководителей образовательных учреждений, критерии оценки профессионального уровня и результативности педагога, портфолио педагога и ученика школы. Но на некоторых направлениях, в составляющих этой системы есть проблемы, которые требуют самого серьезного внимания, которые нужно решать.
В деятельность педагогических работников образовательных учреждений вошло множество новых обязанностей, главная из них - повышение уровня профессиональной компетентности, стремление к соответствию заявленной категории постоянно меняющимся образовательным процессам.
С 1 января 2011 года аттестация педагогических работников проходит в двух видах - обязательная и добровольная. Насколько наш Южный округ был готов к новому порядку аттестации? В течение двух лет мы участвовали в работе по апробации нового порядка аттестации и заранее стали готовиться к переходу на новые формы аттестации. Анализ результатов итоговой аттестации выпускников школ в виде ЕГЭ позволил сделать вывод о том, что основным направлением подготовки к новым формам должно стать повышение и развитие профессионализма самого учителя, владение им специальными технологиями и наличие информационной компетенции. В течение двух лет, с января по март, наши учителя проходят в режиме онлайн добровольное тестирование. Если в позапрошлом году эту инициативу окружного методического центра поддержали все учителя русского языка и математики выпускных классов, то в прошлом году такое тестирование прошли более тысячи учителей разных предметов. Тут дело не столько в подготовке к самому ЕГЭ, сколько в психологическом принятии педагогами практики независимой оценки их профессиональной подготовки.
В рамках подготовки к обязательной аттестации учителей нам было необходимо получить определенный опыт, выявить организационные и технические моменты. Поэтому мы приняли решение о том, что результаты таких квалификационных испытаний будут учитываться окружной аттестационной комиссией на первую категорию и школьной аттестационной комиссией при аттестации педагога на вторую категорию. Таким образом, в округе планомерно осуществлялась подготовка педагогов к вводу обязательной аттестации на основе квалификационных испытаний. Если говорить о добровольной аттестации, то в прошлом учебном году были аттестованы на следующие пять лет на первую, вторую и высшую квалификационные категории около 3700 работников.
Результаты тестирования педагогов показывают, что в основном аттестация просматривается как средство повышения заработной платы, авторитета среди коллег. Лишь небольшая часть учителей видит в этом процессе пользу для профессионального роста.
Другая проблема - позиция части педагогов, к сожалению, самых опытных, не желающих осваивать новые, в том числе информационно-коммуникативные технологии, не рассматривать аттестационные процедуры, в частности на первую категорию, как выстраивание своего профессионального развития.
Каковы же задачи и возможности окружной методической службы в решении обозначенных проблем? Аттестация как процесс включает в себя деятельность как самого аттестуемого, так и администрации, методистов, экспертов, аттестационных групп. Мы считаем, что необходимо усиленное внимание по информационно-методическому сопровождению аттестации педагогических кадров на этапе их подготовки к этому мероприятию.
Под информационно-методическим сопровождением мы понимаем удовлетворение информационных потребностей, повышение информационной культуры и методического уровня педагога, распространение актуального опыта учителей. Особые условия осуществления поддержки такого рода - единство подходов и требований экспертных групп при процедуре аттестации, оказание помощи, направленной на различные группы педагогов, повышение методологического уровня квалификационных работ, разработка специальных программ и информационно-методического сопровождения. Необходимо отметить важность этого подготовительного этапа, так как именно от него зависит, получит ли учитель или руководитель положительный опыт самореализации в рамках своей профессиональной деятельности.
Для того чтобы повысить уровень своей педагогической деятельности, соответствовать требованиям, предъявленным к заявленным учителями квалификационным категориям, необходимо прежде всего не только знать эти требования, но и осуществить качественный анализ собственной деятельности. Анализ необходимо проводить в двух направлениях: с точки зрения оценки качества профессиональной деятельности и с точки зрения оценки результативности собственной деятельности. Задача методической службы при этом - предоставление необходимой информации, поиск и поддержка инновационных технологий процедуры аттестации, организация консультативной помощи, проведение педагогом и руководителем самооценки во всех ее составляющих. Прежде всего, в помощь руководителям и педагогам мы выпустили методические пособия, которые содержат должностные обязанности руководителей, педагогических работников школ, учреждений дополнительного образования и работников дошкольных образовательных учреждений. Эти материалы можно использовать и при добровольной, и при обязательной аттестации, а также при переходе на новую систему оплаты труда.
Заслуживает внимания практика проведения так называемой выездной совместной аттестации педагогов разных предметов, работающих в одной школе. Уже три года на базе образовательных учреждений нашего округа проводятся выездные заседания городских экспертных групп. В совместной аттестации у нас участвовали 12 образовательных учреждений - центры образования, гимназии, лицеи, - таким образом, были аттестованы более 180 человек. Учитывая положительный опыт проведения выездных аттестаций на высшую квалификационную категорию, мы в прошлом году провели четыре выездных заседания по одновременной аттестации учителей разных предметов, привлекая к этой процедуре представителей общественности, управляющих и попечительских советов, профсоюза, психологов, учащихся и родителей. Все руководители учреждений положительно оценили эту форму аттестации.
Большое значение в нашем округе мы уделяем повышению квалификации работников образования, наши педагоги и управленцы, направленные на курсы повышения квалификации, прошли обучение по новым дифференцированным программам, ориентированным на развитие профессиональных компетенций, использование новых управленческих и педагогических технологий, внедрение экспертно-оценочной деятельности. В рамках системы повышения квалификации методисты ОМЦ в течение прошлого учебного года провели 125 семинаров для различных категорий работников образования по таким наиболее актуальным проблемам образования, как: «Технологические ресурсы современного урока», «Родители одаренных детей: как с ними взаимодействовать», «Развитие информационного пространства ОУ», «Формы презентации экспериментальной и инновационной деятельности ОУ», «Формирование ИКТ - компетентности учащихся начальной школы в соответствии с требованием нового образовательного стандарта», «Социальная адаптация подростка», «Реализация технологии деятельностного метода на системно-технологическом уровне», «Современные средства оценивания результатов обучения учащихся».
В окружную систему оценки качества образования входят обязательные компоненты: качество образовательных результатов; качество образовательных условий; качество образовательных процессов. С сентября 2009 года были изменены подходы к организации предметного мониторинга в округе, мониторинговые исследования проводились по 14 предметам во всех классных коллективах с 1 по 11-й класс во всех ОУ округа.
В 2010 году была завершена подготовка проекта нормативного акта, устанавливающего структуру и регламент окружной системы мониторинговых исследований образовательных результатов, разработаны Положение о мониторинге образовательных результатов и Регламент проведения мониторинговых исследований образовательных результатов, которые в 2010-2011 учебном году стали основными документами, регулирующими деятельность образовательных учреждений округа по проведению мониторинговых исследований.
В программе «Столичное образование-5» одной из основных задач развития московской системы оценки качества образования стало создание электронных портфолио школы, учителя, ученика, отражающих достижения и индивидуальный прогресс.
Портфолио школы - самопрезентация качества образования, предоставляемого образовательным учреждением, направленная на создание конкурентоспособного имиджа школы. В помощь руководителям образовательных учреждений на сайте лаборатории качества образования окружного методического центра размещен информационно-методический материал, куда включены библиография по вопросу портфолио ученика, учителя, образовательного учреждения, более трех десятков статей по теме, список интернет-ресурсов по данной проблеме, вариант возможности использования сайта образовательного учреждения для оценки одного из разделов портфолио, где в интерактивной форме любой субъект образовательного процесса может вынести оценочное суждение по результатам анализа представленных материалов.