- Профессиональное образование - один из аспектов профессиональной реабилитации, наиболее эффективный механизм повышения социального статуса инвалида и его социальной защищенности.

В системе Департамента социальной защиты работает многопрофильное комплексное учреждение - Реабилитационный центр для инвалидов, поэтому ограничения в жизнедеятельности инвалидов сводятся к минимуму. Высокая эффективность реабилитации обеспечивается путем многопрофильного подхода, включающего медицинские, образовательные, социальные аспекты. В этом центре, где находятся более 600 инвалидов одновременно, созданы условия для получения начального и среднего профессионального образования, на основе методик и программ, разработанных сотрудниками центра, осуществляется профессиональная многоуровневая подготовка для лиц любого возраста по конкурентоспособным профессиям, таким, как живопись, декоративно-прикладное искусство, дизайн, полиграфия, издательское дело, экономика, бухгалтерский учет и контроль. Уровень профессиональной подготовки соответствует государственным образовательным стандартам. Для расширения списка профессий в последнее время мы открыли новый факультет - ландшафтный дизайн.

Решение о зачислении в центр принимается на заключительном заседании медико-педагогической комиссии с учетом всех имеющихся материалов по профориентации и утверждается Департаментом соцзащиты.

Центр прошел аттестацию и аккредитацию как учреждение среднего профобразования, с 1998 года по настоящее время образование получили 1050 инвалидов. Все они трудоустроены на предприятиях по профилю специализации. Около 9% выпускников продолжают свое образование в вузах.

Социальная адаптация, интеграция инвалида в обществе имеют особое значение. Он может получить два «красных диплома», но он не будет интегрирован в общество, если мы не проведем с ним соответствующей работы. Более того, он впоследствии может быть «выдавлен» обществом из своей среды.

Мы считаем, что нужно расширить список специальностей для выпускников коррекционных учреждений, разрабатывая одновременно новые технологии обучения, подумать об открытии новых специализированных ПУ с общежитиями для обучения там сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и окончивших специальные коррекционные учебные заведения.

Каждая сфера - образование, здравоохранение, соцзащита, служба занятости - работает по своему направлению. Но настало время, когда мы должны объединиться и создать единую систему для работы с молодыми инвалидами.

Нам говорят, что количество детей-инвалидов резко увеличилось за последние годы. Но это не так. Просто был период, когда произошли изменения в пенсионном законодательстве, и мать, воспитывающая ребенка-инвалида, получила возможность ухода на пенсию в 50 лет. Поэтому число детей-инвалидов резко увеличилось - с 6 тысяч до 30 тысяч. Нам надо создать единую базу данных детей-инвалидов, чтобы точно знать, скольким детям мы должны оказывать поддержку после окончания их профессионального обучения.