- К сожалению, сегодня в Российской Федерации в 1349 вузах - государственных и негосударственных - обучаются всего 14500 инвалидов из более чем пятимиллионного отряда студенчества. В 335 вузах федерального подчинения учатся 10500 человек, что в целом составляет 0,4% от всего количества студентов, А если взять вузы, не только подведомственные министерству, то это 0,27%. Для сравнения: во Франции это число составляет 5% от общего количества студентов. Министерство считает эту ситуацию, мягко говоря, неважной.

Что касается обучения инвалидов в учреждениях НПО, СПО, то сегодня, к сожалению, достоверной статистики о количестве обучающихся у министерства нет. Прошлым летом прошла коллегия, посвященная опыту профессионального образования инвалидов. На ней были приняты некоторые решения, которые, собственно, и сдвинули с мертвой точки разработку проблемы профессионального образования этой категории детей и подростков.

Мы постоянно говорим о детях-инвалидах, но чаще всего подразумеваем детей, имеющих отклонения в развитии. Здесь нужно иметь в виду, что дети с умственной отсталостью, с легкой степенью тугоухости, с некоторыми нарушениями зрения (не слепые), с речевой патологией, с задержками психического развития - это не инвалиды. Это дети с отклонениями в развитии.

Министерство приняло решение о создании сети учреждений профессионального образования, которые сегодня стали экспериментальными площадками, учебно-методическими центрами. Эта сеть будет включать в себя в каждом федеральном административном округе один вуз, два учреждения СПО и три учреждения НПО. Мы не планируем создавать какие-то сегрегационные учреждения для детей. Нужно вообще уйти от сегрегации как таковой. У нас сейчас есть множество школ-интернатов, где идет как раз сегрегационное обучение детей, но что касается профессионального образования, то здесь в первую очередь надо думать об интеграции детей в общество и в полноценный образовательный процесс.

Когда мы говорим об интеграционных процессах, происходящих в образовании детей с отклонениями в развитии, то сразу обнаруживаются три проблемы. Первая - у нас, к сожалению, не подкованы дефектологически те специалисты, которые принимают в вузы, техникумы и ПТУ детей с отклонениями в развитии. В 2004 году впервые за всю историю образования мы планируем проведение во всех федеральных округах страны, в том числе Центральном, курсов для преподавателей вузов, колледжей и техникумов, учреждений начального профессионального образования для повышения их квалификации и уровня знаний по структуре дефектов, с которыми им приходится встречаться, по ознакомлению их с теми новыми методами и приемами, в том числе инновационными, которые можно использовать для обучения детей с отклонениями в развитии.

Вторая проблема - это создание среды. Если бы у нас во всех образовательных учреждениях было нужное освещение, звукоусиливающая аппаратура, пандусы, то о многих проблемах мы сегодня бы не говорили.

Третья проблема - восприятие инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья обществом или, вернее, неприятие их. Не хотят родители здоровых детей, чтобы в общеобразовательных школах обучались и дети-инвалиды, не хотят студенты, чтобы рядом с ними в аудиториях сидели их ровесники-инвалиды, очень многие преподаватели негативно высказываются по поводу интеграции молодых людей с проблемами в здоровье в общую систему образования. Поэтому сейчас мы ставим вопрос о ведении как можно более широкой разъяснительной работы: и в СМИ, и на педсоветах школ, и на ученых советах вузов мы будем объяснять, почему нам так важно интегрировать детей-инвалидов в общие образовательные учреждения.