Не деньгами едиными

Комментарий «УГ»

Рассказать о том, как в Москве заботятся об инвалидах, нам посоветовала Галина Николаевна Карелова, нынешний руководитель Фонда социального страхования. В прошлом году она посетила выставку столичного социального комплекса и сказала: в Москве есть две новации, которых нет нигде. Первая - создание комфортной среды для инвалидов и адаптация их в городе (пандусы, лифты, специальные автобусы...). Конечно, не во всех школах, ПТУ, техникумах и вузах можно устроить такую среду. Конечно, город еще не совсем приспособлен к передвижению инвалидов, но, готовясь к новому учебному году, Москва уже не будет принимать у строителей отремонтированные, реставрированные и построенные школы для начала без сооруженных пандусов. Пример показал Департамент образования. Здесь такой пандус соорудили несмотря на то, что строители долго морочили голову, намекая, что для этого нужны месяцы и деньги для перекладывания всех коммуникаций под крыльцом. Дело закончилось тем, что пандус сделали за три дня и без всяких сумасшедших денег. Теперь в департамент приезжают и дети-инвалиды, и родители, которым не надо преодолевать длинные и крутые лестницы. Следующим шагом будет анализ всех профессиональных образовательных учреждений: специалисты оценят, насколько учреждения приспособлены к обучению инвалидов, после чего будет составлен перспективный план работы на два-три ближайших года.

Вторая новация, по мнению Галины Кареловой, - это, безусловно, домашняя школа. В ней, не выходя из дома и гуляя по интернету, учатся 750 москвичей, которые не могут учиться в обычных школах, но успешно осваивают школьные и вузовские курсы с помощью полных комплектов компьютерного оборудования, установленного в их квартирах.

Сегодня в Москве есть и другая новация, которой тоже не могут пока похвастаться регионы. Педагоги поставили задачу объединить в работе с молодыми инвалидами все ведомства социальной сферы. Объединительной станет специальная карта, куда с того момента, когда врачи установят у ребенка отклонения в здоровье, в развитии, будут заносить все данные о лечении, оздоровлении, выплате социальных пособий, обучении, профессиональной подготовке, трудоустройстве, медико-психолого-педагогическом сопровождении. Таким образом, каждый ребенок-инвалид окажется в центре внимания города.

P.S. В этот раз мы в основном говорили, как заботятся об инвалидах в Москве. О том, как ведется образование и трудоустройство детей-инвалидов в других регионах России, мы расскажем в последующих номерах «УГ».

Большинство инвалидов (85%) предпочитают работать в обычном коллективе вместе со здоровыми людьми, для 10% опрошенных это не имеет никакого значения и только 5% опрошенных хотели бы трудиться в коллективе, состоящем из людей с ограниченными возможностями. Что касается условий труда, то 65% отдали предпочтение неполному рабочему дню, 46% - гибкому графику, 20% - надомной работе, 5% готовы работать полный рабочий день. Что касается смены профессий и переобучения, то инвалиды отличаются большой мобильностью; 67% готовы к обучению и смене профессии, 24% этого не хотят.

Вовлечение молодых инвалидов в общественно полезный труд, с одной стороны, обеспечивает условия для социальной адаптации инвалидов, а с другой, - дает возможность использовать этот трудовой резерв для обеспечения кадрами различных отраслей экономики, промышленности и т. д.

Тут наиболее важным аспектом становится готовность организаций и предприятий к вовлечению инвалидов в производственную сферу, включая оценку существующих условий производства, в которых они могут быть задействованы. Но очень часто руководителю проще заплатить штраф, чем реально предоставить инвалиду рабочее место. В результате ребенок заканчивает школу или ПТУ, но найти работу не может и становится безработным, у которого мало шансов устроиться. Для повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда мы осуществляем профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации для молодых людей, имеющих ограниченные возможности и зарегистрированных в качестве безработных. Кроме того, ведем переобучение по таким специальностям, как автоматизация банковского учета (пользователь ЭВМ, расчетчик смет на компьютере, компьютерный график), бухгалтерский учет, издательское дело, радиомеханика и конструирование радиооборудования, торговое дело и так далее. Однако получение новой специальности и повышение квалификации не гарантирует инвалидам одновременно и трудоустройство не только из-за отсутствия опыта, но и из-за отсутствия рабочих мест. Это самая главная проблема в связке «профессиональное обучение-трудоустройство».

В прошлом году нам удалось устроить на предприятия и в организации города 168 инвалидов, но это очень мало. Надо учитывать, что такая картина возникает при наличии огромного числа вакансий (их в городе более 170 тысяч). В результате с просьбой о трудоустройстве среди обращающихся к нам граждан более 70% - люди, особо нуждающиеся в социальной защите, из них 12,5% - инвалиды. Сами инвалиды считают, что в городе достаточно работ, на выполнении которых может применяться их труд. Это любая канцелярская деятельность, офисная, издательская и прочая, где интеллект инвалидов мог бы быть использован наилучшим образом.

Мы считаем, что нам надо продумать систему гарантированного распределения инвалидов - выпускников учреждений профессионального образования на существующие и вновь созданные рабочие места в соответствии с законодательством по квотированию рабочих мест. Наконец, мы должны разработать механизм формирования и размещения городского заказа на специализированных предприятиях, которые могут использовать труд инвалидов, предложив систему стимулов для работодателей. Они должны иметь экономическую заинтересованность в использовании труда инвалидов. Кроме того, необходимо внести поправки в новый налоговый кодекс, предусматривающий льготы для тех предприятий, которые постоянно принимают на работу людей с ограниченными способностями.

Иван ЛЕШКЕВИЧ, заместитель руководителя Департамента здравоохранения Москвы:

- Надо честно признаться, что меньше всего возможностей для реабилитации молодежи после 18 лет. Если детей в возрасте до 15 лет мы полностью обеспечиваем санаторной реабилитацией, то для подростков в возрасте от 15 до 18 лет этого сделать не можем. Поэтому нам необходимо разработать целый комплекс мероприятий для предоставления таких возможностей именно для этой категории инвалидов.

У нас есть хорошо оснащенная подростковая поликлиника, но, к сожалению, и ее мощности для реабилитации подростков используются не полностью. За год проходят только 50 подростков-старшеклассников с ограниченными физическими возможностями. Мы даем им после диспансеризации рекомендации по учебе, по трудоустройству. Конечно, этого мало.

Постоянно возникают проблемы информационного обеспечения. У нас нет единого четко выверенного регистра молодых инвалидов, которым бы пользовались все департаменты, комитеты и службы города. Когда у нас будет такой регистр, мы сможем оперировать одними и теми же данными, отслеживать судьбу каждого молодого человека с ограниченными возможностями и вовремя оказывать ему помощь, в том числе и с привлечением общественных организаций, с которыми мы тесно работаем.