Анализ соотношения таких понятий, как ксенофобия, национализм и экстремизм, приводит к выводу о том, что они описывают круг внешне сходных явлений. В России под понятием «национализм» чаще всего подразумевают этнонационализм, в особенности его крайние формы, которые делают акцент на превосходстве одной определенной национальности над всеми остальными. Ксенофобия - нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному, восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Такие взгляды, воздвигнутые в ранг мировоззрения, могут стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления.
Эти явления отражают две стороны одного феномена - утверждения своего как единственно возможного и страха перед чуждым. Однако, как ни парадоксально, ксенофобия оказывается более широким термином, так как страх распространяется на все непонятное, непостижимое. Таким образом, ксенофобия и национализм - это явления, отражающие прежде всего смысловые и ценностные установки индивида или группы.
Другой оттенок носит феномен экстремизма. Это не просто установка или внутренняя позиция, это готовность к действию и характеристика действий (экстремизм (лат. extremus - крайний) - приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике). Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» определяет экстремизм как деятельность по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
    насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;
    подрыв безопасности РФ;
    захват или присвоение властных полномочий;
    создание незаконных вооруженных формирований;
    осуществление террористической деятельности;
    возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
    унижение национального достоинства;
    осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
    пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.
Таким образом, мы рассматриваем феномены ксенофобии, национализма и экстремизма как проблемы правового поля, порождающие критические, социально-проблемные и юридически значимые ситуации.
Критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, то есть такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни - мотивов, стремлений, ценностей. Все люди сталкиваются с такого рода ситуациями и с большей или меньшей эффективностью выходят из них.
Иногда критические и социально-проблемные ситуации или сразу подлежат правовому регулированию, или их динамика приводит к этому, тогда важно определить психологическое содержание такой ситуации, которая в юриспруденции носит название юридически значимой.
Юридически значимая ситуация - ситуация с участием несовершеннолетнего, субъекты которой находятся в отношениях, обусловленных конфликтным взаимодействием в правовом контексте, что приводит к психологическим последствиям для ее участников. Таким образом, ксенофобия, национализм и экстремизм - это феномены, которые регулируются прежде всего нормами уголовного законодательства (преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, преступления против общественной безопасности и общественного порядка, преступления против основ конституционного строя и безопасности государства).
Однако по данным статистики, на фоне общего снижения преступлений несовершеннолетних в последнее время возрастает количество правонарушений, совершенных подростками на почве ксенофобии, национализма в экстремистских тенденций. Вместе с тем зачастую подростки не будут лидерами группировок, не знают, что совершаемые ими действия противозаконны и нарушают нормы уголовного права. Таким образом, одна из задач превенции данных феноменов - формирование правового самосознания и ответственного поведения несовершеннолетних в широком смысле.
В правовом отношении противодействие экстремистским действиям и националистическим тенденциям включает в себя комплексную систему политических, социально-экономических, информационных, воспитательных, организационных, оперативно-розыскных, правовых, специальных и иных мер. Эта комплексная система превентивных мер реализовывает следующие этапы:
    предупреждение;
    выявление;
    предотвращение;
    пресечение;
    минимизацию последствий;
    установление и устранение способствующих причин и условий.
Таким образом, этап профилактики или предупреждения ксенофобии, национализма и экстремизма - этап, когда не очерчены четко признаки преступления, его подготовки, нет тенденции к немедленной реализации, но есть потенциальная возможность его совершения на фоне сопутствующих условий и факторов. Вместе с тем подобное определение места профилактики в контексте комплексной системы противодействия национализму и экстремизму не учитывает виды профилактической деятельности, что сужает ее направленность и сферу влияния.
Какие виды профилактики позволяют варьировать содержание профилактических мероприятий и не фиксировать их только на первом этапе превентивных мер? Это:
    первичная профилактика - система мер, направленная на предупреждение возникновения и воздействия факторов риска формирования ксенофобских установок, националистических убеждений и экстремистских тенденций;
    вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска при условии рецидива правонарушения, то есть при наличии опыта совершения правонарушений подобного рода;
    третичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на социальную интеграцию лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы за данные преступления.
Активные субъекты профилактики, прежде всего правоохранительные органы, в задачи которых входит обеспечение законности и безопасности государства и граждан. Однако перечень субъектов системы профилактики включает в себя также иные органы и ведомства - образование, социальную защиту населения, здравоохранение. Следует отметить, что в контексте комплексной системы профилактики экстремизма и национализма правоохранительные органы в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» имеют приоритет в проведении профилактических мероприятий.
Что такое профилактическая деятельность с точки зрения психологической науки? Наиболее часто дают такое определение: «Это предупредительные меры, связанные с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей». Однако, с нашей точки зрения, необходимо прибавить к этому определению как минимум два добавления. Во-первых, важно делать акцент только на внешних причинах, факторах и условиях, но и на внутренних механизмах, которые благоприятствуют развитию проблемы. Здесь не только мониторинг внешней среды, но и выделение группы риска, которая может среагировать на изменение в среде. Во-вторых, важно не только опираться на существующие негативные механизмы, но и создавать позитивные, то есть такие, основываясь на которых человек сможет противостоять негативной внешней среде. Рассматривая так профилактику, можно заметить, что если первый и общеупотребительный аспект профилактики просто требуют комплексного подхода с точки зрения разных специалистов, то два других определяют роль психолога в профилактике.
Кроме того, с нашей точки зрения, профилактика экстремизма, ксенофобии и национализма включает в себя несколько уровней. Во-первых, это проработка внутренних проблем человека, на которых основываются любые стереотипы. Во-вторых, на межличностном уровне в основе такого рода явлений часто лежит неумение решать конфликты другими оптимальными путями. В-третьих, это вопрос о формировании психологически безопасной среды, куда входит проблема профилактики правонарушений.
Последний уровень обеспечивается созданием системы условий, обеспечивающих психологическую защищенность личности всех участников образовательного процесса, и конечно в первую очередь ребенка как важнейшего участника образовательной среды. Интересно определяется безопасность в законодательстве: «Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Федеральный закон «О безопасности»).
В психологической безопасности образовательной среды выделяют две основные функции - защитную (означающая отстаивание прав и интересов личности в соответствии с ключевыми гуманитарными критериями, требованиями психологии здоровья) и развивающую (так как эта фиксация не просто констатация, а выявление «отправной точки» развития психологических ресурсов образовательной среды службой сопровождения для всех ее участников).
С точки зрения разработки проблемы профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма было бы очень интересно разработать тот аспект психологической безопасности образовательной среды, который относится к профилактике правонарушений.
Понятно, что любая школа является системой, вписанной в общество, и отражает те тенденции, которые происходят в данном обществе в данное время. Поэтому для борьбы с такими сложными социальными явлениями, как экстремизм, ксенофобия и национализм, необходимо четко определить роль школы как среды развития детей, но среды, включенной в более широкую систему района, города, страны, а также понимать, что на эту среду оказывают огромное влияние и семьи учеников школы. Отсюда появляется необходимость поиска причины тех или иных явлений не только в дефектах образовательной среды, но и вне ее, а также понимания того, что для каждой территории можно выделить системообразующие факторы, которые определяют актуализацию ксенофобии, национализма и экстремизма.
Именно такой системный подход позволяет поставить очень широко задачи, решение которых позволит приблизиться к поставленной цели. В деятельности психолога, работающего в юридически значимых ситуациях, выделяется три основные сферы: профилактика, психологическое сопровождение, а также реабилитация лиц, которые нарушили закон по соответствующим статьям, что образует систему психологической помощи и модель системы ювенальных технологий.

В.ДЕЛИБАЛТ, заведующая НИЛ «Ювенальные технологии» МГППУ;
Н.БОГДАНОВИЧ, старший научный сотрудник НИЛ «Ювенальные технологии» МГППУ