Но не только ученые, инженеры, космонавты нужны для дальнейшего покорения космоса. Наши предприятия, строящие космические ракеты, не менее, а, может быть, даже более нуждаются в рабочих самой высокой квалификации.
На самом деле современные рабочие - это исключительно творческие профессии. Токарь, слесарь, фрезеровщик, шлифовщик сейчас нередко виртуозно владеют технологией и досконально знают материал, с которым работают. Вот такие и требуются космической отрасли.
И они тоже были среди участников чтений. Правда, слушая их исследовательские доклады, не только я, но и очень компетентное жюри пришло к выводу, что часть работ выполнены на уровне студенческих.
Именно так показали себя студенты Королевского колледжа космического машиностроения и технологии, которое и выпускает высококвалифицированных рабочих. Я говорю о тех, которые выступали на секции «Научно-техническое творчество молодежи». Они и другие подростки подготовили свои проекты для Виртуального музея космонавтики молодежи и детей всего мира.
Студент колледжа Алексей Щебликов предложил проект магнитоплавающего поезда, который движется, не касаясь рельсов. На самом составе и колее установлены магниты. Скорость поезда - 581 км в час. Недостаток его, по мнению Алексея, высокая стоимость магнитов.
Он подробно изучил, насколько небезопасны магниты, как они воздействуют на людей, находящихся в вагонах и живущих рядом с такой дорогой. Алексей сообщил, что такие поезда уже есть. Его собственное предложение - построить вакуумный поезд по аналогии с пневматической почтой, которая существовала в ХIХ веке. Эти поезда смогут двигаться за счет разреженного воздуха или под высоким давлением. В безвоздушном пространстве состав едет за счет электромагнитов, расположенных в туннеле, они его как бы приподнимают. В туннеле нет воздуха, и состав движется по инерции.
Алексей Щебликов исследовал различные виды транспорта, которые возможны в ближайшие сто лет.
Еще один студент того же колледжа, Святослав Пекарь, исследовал ракетные двигатели, которые космические предприятия только начинают разрабатывать.
Их научный руководитель - заместитель директора колледжа, директор Международного космического центра Виктор Смирнов сказал: «Мы готовим высококвалифицированных рабочих для космической отрасли. Для наших ракетных предприятий они уже специалисты. Все они занимаются практикой. Осваивают такие технологии, которые только начинают внедряться».
Интересные работы представили подростки из клуба космонавтики имени Г.С.Титова в Санкт-Петербургском дворце детского и юношеского творчества, из Самары и Самарской области.
Полет фантазии у юных участников королевских чтений сравним со смелыми неожиданными замыслами писателей-фантастов, но у ребят это не только умные машины и другая техника, но и все теоретически обосновано.
Юные исследователи думают о том, как сделать полет космонавтов более безопасным. Анна Исаева и Теймур Талыбов, десятиклассники из московской 157-й школы имени К.А.Керимова, под руководством учителя физики Надежды Гамзаевой подготовили макет установки по сбору и утилизации космического мусора. Этот проект они обсудили с космонавтом Сергеем Волковым, с которым ребята встречались в своей школе. Проект был отмечен экспертным советом 2-го Московского фестиваля НТТМ и рекомендован для участия в Московской городской конференции «Космический патруль».
Теймур Талыбов поделился своими впечатлениями о чтениях: «Я с большим интересом слушал доклады учеников из разных городов и республик, от Москвы до Якутии. Действующая модель лунохода «МунБИС», разработанная и созданная Ильей Беспаловым из Ногинска, мне понравилась больше всего своей оригинальной идеей передвижения по поверхности Луны. Луноход имеет 4 колеса-движителя, каждый из которых состоит из 3 колес, вписанных в треугольную конструкцию крепления. Оригинальность конструкции позволяет луноходу преодолевать препятствия, равные высоте лунохода. Высокая проходимость лунохода поможет при освоении других планет во время межпланетных полетов. Многочисленные задания ролевой игры «Большое космическое путешествие» помогли нам, участникам, проявить на практике свои творческие способности, умение работать в команде. Для выполнения заданий мы пользовались только что услышанной информацией из докладов. Например, мы назвали свою команду «ГЕЛИЙ-М» по впечатлениям от проекта участника из Калуги о добыче гелия-3 на Луне, чтобы решить проблемы с энергией в будущем. Мы договорились о сотрудничестве с Федерацией космонавтики Санкт-Петербурга».
Юные технологи и изобретатели предлагали свои идеи по экономии энергии и добыче полезных ископаемых на Луне. Александр Тысячнов разработал схему добычи гелия на нашем естественном спутнике и доставки его на Землю.
Были продемонстрированы и самые диковинные модели. Это и дирижабли в форме шара, и космические аппараты с парусом. Размер паруса - в один квадратный километр. Солнечный свет будет давить на него, и аппарат придет в движение. Соня Славина, которая работала над этим проектом, утверждает, что современной технике вполне доступна колонизация Луны, только жить придется внутри цилиндра.
Группа из Нижнего Новгорода занимается авиамоделями. Тренер Сергей Соколов помогает им сочетать спорт с техническим творчеством. Как говорят сами ребята: «У нас интеллектуальный спорт». Они и конструкторы, и пилоты. Мальчики делают спортивные авиамодели, пилотные, гоночные. Все строили по чертежам, которые сами и изготовили.
Члены жюри, оценивая проекты, учитывали их научность, оригинальность, новизну идеи, функциональность и красоту технического решения. Председатель жюри в номинации научно-техническое творчество молодежи - доцент университета Дружбы народов Юрий Михайлович Буров с удовлетворением отметил, что многие работы соответствуют этим качествам.
Лауреатами Королевских чтений стали Георгий Жуйков (Москва), Иван Якубовский (Санкт-Петербург), Алексей Титаренко (Калуга), Владислав Родин (Тула), Александр Федоров (Тула), Анна Герасимова (Самара), Ольга Шевченко (Самара), Максим Алексеев (Якутия).