Эту притчу учитель истории Саваслейской школы, что на Нижегородчине, Андрей Елисов рассказывает каждый год своим ученикам. Его уроки, будь то краеведение, основы православной культуры, история, обращены прежде всего к сердцам подопечных. Каждый год встречаясь с ним на Рождественских чтениях в столице, я жду, чем же в этот раз удивит Андрей Владимирович - очередным сборником своих стихов или рассказом о впечатлениях и новых друзьях? В этот раз нижегородский самородок опять порадовал. Но об этом чуть позже. Удивительных встреч и знакомств во время чтений происходит немало. Такова атмосфера форума - открытая, доброжелательная, искренняя. Тема нынешних, ХIХ Международных образовательных чтений, как всегда, обозначена четко: «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач». Спектр обсуждаемых проблем на пленарном заседании и в последующие насыщенные дни работы секций, «круглых столов», конференций, мастер-классов весьма широк и многообразен. Открывая форум, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул, что чтения прошли непростой путь. Образование - это важная сфера взаимодействия церкви и государства, и ныне появилась возможность открыто говорить о вере, духовности, православных традициях с учениками в школах. Сегодня 21 регион участвует в апробации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». 240 тысяч пятиклассников и столько же учеников четвертого класса изучают этот курс. Общее число школ, в которых его изучают, перевалило за 10 тысяч. Проведенные социологические исследования показали, что 78 процентов родителей относятся положительно к введению нового курса. Никто из них не заявил, что «Основы религиозных культур и светской этики» разобщают детей. Наоборот, родители отмечают, что дети стали доброжелательнее относиться друг к другу. Разрушен стереотип о конфликтности данного курса. А обществу сегодня так нужна консолидация всех сил. Патриарх особо заострил внимание на проблемах, связанных с мигрантами. Россия входит в тройку государств, куда прибывает ежегодно наибольшее число мигрантов. Они приносят свои традиции, свою культуру, и важно гармонизировать эти отношения. Соработничество Церкви и государства в ослаблении межэтнического напряжения должно дать свои плоды. Известно, что человек, ценящий свою культуру и свою веру, будет уважительно относиться и к представителям другой веры и культуры.
Министр культуры РФ Александр Авдеев отметил в своем выступлении, что события на Манежной площади показали, что необходимо объединение усилий государства, общества, Церкви в деле духовно-нравственного воспитания молодежи. Сегодня больше говорят об экономике, заметил Александр Алексеевич, возможно, без культуры мы создадим экономическо-развитое общество, но это будет общество сытых и тупых. Отторжение молодежи от традиций русской культуры - это беда для всего общества. Министр иностранных дел Сергей Лавров подчеркнул, насколько важно сохранение нашей самобытной культуры, и деятельность РПЦ в этом направлении трудно переоценить. Церковь органично вписалась в нашу работу с соотечественниками за рубежом, заметил глава МИДа. Министр образования и науки Андрей Фурсенко подчеркнул весомую помощь Церкви в решении социальных проблем. В каждом детском доме ощущается присутствие РПЦ, констатировал Андрей Александрович. Говоря о новом курсе, министр сделал упор на то, что изучение основ религиозных культур и светской этики сблизило детей и родителей. Курс важен не только для учеников, но и для взрослых. Об активном участии церковных деятелей в создании реабилитационных центров говорил Виктор Иванов, директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. На сегодняшний день создано 30 центров, где проходит возвращение бывших наркоманов в русло нормальной жизни. И этим православным центрам реабилитации необходима государственная поддержка, подчеркнул Виктор Петрович. Размеры беды просто катастрофичны. Ежегодно сто тысяч молодых людей погибают от наркотиков.
Сегодня дети растут и воспитываются в деидеологизированном обществе, вне всяких организаций и идеалов. Их ориентируют на успешность для себя, и молодежь сама ищет себе кумиров, ориентиры. Легко она попадает под влияние СМИ, которые пропагандируют вседозволенность и создают культ наслаждений. Мы сколько угодно можем ратовать за введение цензуры, но если государство, общество, Церковь, семья, школа не сосредоточат свои усилия на воспитании детей, то толку от всех запретов не будет никакого. Если не будет совместной созидательной, позитивной работы, то все бои местного значения с тем или иным пагубным явлением обречены на неудачу.
Интересный разговор в этом направлении развернулся на секциях, работающих в рамках второго направления форума - «Церковь и школа: взаимодействие церковной, государственной и негосударственной систем образования» (всего таких направлений на Рождественских чтениях 2011 года было десять).
Опытом разумного соработничества делились представители регионов. Министр образования Калининградской области Анастасия Хребтова высказала дельные предложения, как в дальнейшем не потерять так нужный школам курс по изучению основ религиозных культур и светской этики. Действительно, проблем тут немало. Ведь никто не может сегодня дать ясный ответ на вопрос, что будет с курсом дальше. Недаром слово «эксперимент» стали заменять другим - «апробация» (эксперимент может оказаться и неудачным, а вот второе понятие несет позитивный смысл).
Условия успешности нового курса хорошо известны. Это системность, обеспеченность учебно-методическими пособиями, курсы повышения квалификации, постоянная методическая и информационная поддержка педагогов. И в этом деле каждый из регионов идет своим путем. А на переднем фронте оказываются, как всегда, учителя. Анализируя итоги внедрения нового курса в школах Калмыкии, ректор республиканского института повышения квалификации работников образования кандидат педагогических наук Лилия Мунчинова выделила несколько проблем. Учителя высказывают замечания по текстам пособий. Они перегружают терминами, сложными для восприятия младшими школьниками. Информация в книгах не всегда пригодна для использования в практике. У учителей не хватает необходимых базовых знаний. Младшие школьники в процессе ознакомления с курсом получают эмоциональную перегрузку. Не успевают они вжиться и освоить тему одного урока, как на следующем переключаются на другую тему с аналогичным уровнем новизны. У учителей же зачастую не хватает времени для качественной подготовки к уроку (наряду с ОРКиСЭ они преподают и другие предметы). Для большинства учителей при ведении курса требуется серьезная и длительная по времени подготовка.
Как заметила Лилия Демьяновна, в республике свыше 50 процентов родителей выбрали для своих детей курс «Основы буддизма» и около 30 процентов - «Основы православной культуры». И при всех трудностях отмечается благотворное влияние нового курса. Каждый модуль приобщает детей к великим и сильным истокам родной культуры. Благодаря ему дети становятся дружнее, ближе друг к другу, отмечают их родители.
Почему же, несмотря на столь позитивные отзывы и мнения о новом курсе, отношение к нему в обществе весьма неоднозначное? СМИ либо обходят молчанием эксперимент-апробацию, либо выискивают различный негатив. По словам авторов и разработчика курса «Основы православной культуры» кандидата культурологии Аллы Бородиной, духовность и культура приветствуются только на словах, а на деле всячески разрушаются. И мы вынуждены постоянно бороться против новых и новых негативных явлений. Нет государственной заботы о том, чтобы помочь любому человеку стать личностью. Сегодня обучающими становятся технологии, а не учитель. Что мы можем сделать, пока учителей не заменили чипами? Ведь они, педагоги, все чаще и чаще сегодня становятся жертвами своих учеников, и при этом их обвиняют во всех бедах. Например, все стонут от ЕГЭ, считает Алла Валентиновна, дошло даже до самоубийства школьников, уголовных дел. Позитивный продукт в образовании за последние годы - культурологический курс «Основы православной культуры» способствует взращиванию духовности в человеке, укреплению нравственных основ в обществе. А СМИ сегодня - главный инструмент борьбы с духовностью и нравственностью.
Один из учеников в сочинении на свободную тему высказал сокровенное желание, что он мечтает превратиться в телевизор, потому что в его семье это самый обожаемый и любимый всеми источник радости. К нему спешат после работы, с ним проводят много свободного времени в выходные дни, о нем заботятся, переживают, если вдруг какие-то сбои в работе...
Что еще должны сделать дети, чтобы взрослые осознали, насколько реальна угроза «чипизации» всей страны.
Андрей Елисов, учитель истории из Нижегородчины, рассказывая эту историю, признался, как важно для него общение с единомышленниками на форуме: «Нахожу друзей в разных уголках страны. Вот Владивосток теперь стал родным, уже оттуда к нам в школу приезжала делегация. Теперь на Псковщину собираюсь к коллеге. Удивительный человек. Действительно, разве не диво, что молодой перспективный физик, кандидат наук из семьи ученых, из города на Неве перебрался в псковскую деревню, где вместе с супругой учат уму-разуму сельских детишек?»
Учитель из Псковщины Юрий Юрьевич Журавлев выступал на одной из секций, где рассказывал о школе, детях, о курсе «Основы православной культуры», который он ведет. Нет, поголовная «чипизация» нам не страшна. И пусть другие разглядывают кляксы. Есть и те, кто замечает чистую, белую бумагу.
Сегодня в федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, базисный учебный план для начальной школы включена новая предметная область, в рамках которой возможно изучение основ религиозных культур, в том числе и ОПК. Но предметная область по религиозным культурам и светской этике пока не представлена по всем годам обучения школьников. Участники чтений убеждены, требуется восстановление полноценного духовно-нравственного компонента общего среднего образования. Но кто в этом заинтересован не на словах, а на деле?