Самим же исполнителям не нужно было разговаривать. Все представление состояло из сценок, сыгранных в виде пантомимы. Так, пластически, к примеру, была рассказана сказка про Кая и Герду и про принцессу, которая с помощью волшебного зеркальца превращала простые предметы в золотые. Представление шло больше часа, названия номеров и фамилии исполнителей высвечивались на большом экране. Зал смеялся, аплодировал, подсказывал, когда требовалось. Одним словом, все было, как в хорошем детском театре.
Разница лишь в том, что исполнителями были дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья. Об этом иногда напоминала неустойчивая походка артиста с ростовой куклой в руках или несколько неестественная поза танцующей девочки. Но актеры так вдохновенно исполняли свои роли, что небольшие физические недостатки не могли отвлечь внимание зрителей.
Помимо молодых актеров на сцене было много взрослых помощников. По мнению режиссера и руководителя театра Светланы Карачаровой, адаптация больных детей проходит быстрее и лучше в присутствии их собственных родителей. Они и дома всегда рядом, и на репетициях, и на сцену выходят вместе.
Это был замечательный урок другим родителям, которые не знают подобной беды со своими детьми, но порой не умеют находить с ними взаимопонимания.
После концерта я поинтересовалась у зрителей о впечатлениях от увиденного.
- Здорово! Очень понравилось! - говорили и большие, и маленькие. Сормовичка Любовь Анатольевна Лагушкова пришла с двумя детьми. Восьмилетняя Катя занимается в хореографическом кружке, шестилетний Ваня в группе «Хочу все знать». О предстоящем представлении они услышали случайно, купили билеты (все денежные сборы идут на приобретение тканей, декораций - ведь кукол, костюмы, реквизит готовят своими руками родители артистов, добровольные помощники и руководители этого творческого коллектива).
Любовь Анатольевна только после представления узнала подробности об артистах и была просто восхищена.
Людмила Алексеевна Потапова считает себя другом и помощницей театра. В комплексном центре социального обслуживания населения, где проходят репетиции, она и рисует, и клеит, и шьет.
- Общество часто отгораживается от таких детей, не вникая в их проблемы, не стараясь помогать их родителям, возможности которых тоже становятся весьма ограниченными, - переживает Людмила Алексеевна. - Но эти ребятишки могут занять достойное место в жизни, и спектакль - яркое тому доказательство.
Роль Барона Мюнхгаузена исполнял Сергей Анатольевич Лукичев, у него в этом коллективе сын Толя. Папа и артист, и бутафор, и рабочий сцены. Мастер на все руки. Пока только один, но мамы надеются, что его пример вдохновит и других.
Из программки к спектаклю, которую я купила уже после представления, узнала, что «театральный коллектив особенной молодежи и их матерей «Люди и Куклы» создан более 10 лет назад по инициативе родителей для общения друг с другом и успешной реабилитации и социализации.
«Особенная молодежь, - как пояснила руководитель Нижегородской областной общественной организации инвалидов детства «Конкорт» Эмилия Максимова, - это молодые люди с ментальными нарушениями, которые смогли найти себя в творчестве и стать выше своего недуга».
Через «Учительскую газету» нижегородский театр обращается к аналогичным коллективам из других городов. Если у вас проходят фестивали, «Люди и Куклы» с радостью примут в них участие. Пишите на сайт inoteatr.ru.

Нижний Новгород