За что педагоги получили столь нелестную характеристику от регионального спикера, понятно. На сегодня Воронежская область - единственная в стране, где остались непогашенными долги по коммунальным льготам работникам бюджетных учреждений сельской местности за 1994-2004 годы. В 2008-2009 годах на эти цели было выделено по 100 миллионов рублей, а в 2010-м процесс остановился. Для окончательного расчета только с педагогами требуется 150 миллионов 740 тысяч рублей. С 1 января 2010 года в области начал действовать закон о монетизации коммунальных льгот, обещавший учителям стопроцентную компенсацию. Однако в реальности объем компенсации составил всего около 40 процентов понесенных затрат. Также областными властями не было выполнено и данное Воронежскому обкому Профсоюза работников образования и науки обещание об авансировании учителям средств на приобретение угля. По данным обкома профсоюза, в области 4286 педагогов отапливают свои дома именно углем, годовой доход у многих из них не превышает 50 тысяч рублей, а запас угля на одну зиму стоит от 20 до 40 тысяч. В итоге двое учителей Кантемировского района обратились в суд с требованием отменить региональный закон о монетизации коммунальных льгот. Профсоюз помог им в прохождении всех инстанций, и 19 апреля 2010 года областной суд принял решение в их пользу. Оспорить это решение в Верховном суде областной Думе и правительству области не удалось - ведь никто на тот момент не отменил пункт 5 статьи 55 Закона РФ №3266-1 «Об образовании» от 10.07.1992 года. Именно эта статья гарантировала предоставление коммунальных льгот в натуральной форме педагогам в сельской местности.
Тем не менее параллельно с этим существующим и действующим законом 21 июля 2007 года принимается новый Федеральный закон №185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», по которому регионы, претендующие на получение федеральных миллиардов на ремонт многоквартирных домов и расселение аварийного жилья, должны заменить натуральные льготы денежными компенсациями. После того как пенсионерам и ветеранам все монетизировали, сельские педагоги оставались самыми стойкими (и последними) в отстаивании своих прав. Только и эту льготную категорию новый коммунальный закон учел и, как оказалось, подмял под себя, несмотря на то что принят был относительно недавно.
Не подозревая об этом, в декабре прошлого года сельские учителя Воронежской области были обрадованы отменой местного закона о монетизации и в то же время оскорблены обвинениями в том, что для них своя рубашка ближе к телу и что именно они станут причиной исключения области из федеральной программы реформирования ЖКХ. Логичнее было бы предложить областным властям побороться за внесение изменений в гораздо более «юный» закон о реформировании ЖКХ, чтобы и учителя были с углем, и область с миллиардами. Именно с этим предложением в собкоровский пункт «Учительской газеты» в Воронеже стали обращаться педагоги. А еще с возмущением, почему их делают крайними в очередном конфликте властей и законов и выставляют в глазах общества меркантильными эгоистами, не радеющими за интересы области?!
К всеобщему удовлетворению, конфликту разгореться не дали. Нет, не думайте, что были извинения, их не последовало, просто в местные СМИ поступило сообщение о том, что губернатор области лично подключился к решению проблемы и Фонд содействия реформированию ЖКХ не вычеркнет Воронежскую область из списка участников федеральной программы.
В тот момент с удивлением подумалось: неужели договорились? А как же противоречия в законах? Хотя, с другой стороны, мало, что ли, у нас подобных противоречий... Все сомнения разрешились 31 декабря 2010 года после официальной публикации изменений в Законе «Об образовании». Вот выдержка из новых изменений:
«В абзаце третьем пункта 5 статьи 55 слова «на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» исключить, второе предложение изложить в следующей редакции: «Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.», дополнить предложением следующего содержания: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.».
Бои за коммунальные льготы для педагогов периодически вспыхивали то в одном регионе, то в другом, и очень часто учителя побеждали, потому что справедливость их требований подтверждалась федеральным законом. В той же Воронежской области еще в 2005 году областные власти предприняли очередную попытку заменить льготы денежными компенсациями, но против оказались и обком профсоюза, и сами педагоги, и прокуратура. Позже депутаты Воронежской областной Думы обратились в Государственную Думу с законодательной инициативой об ограничении коммунальных льгот сельским педагогам, но тогда такую инициативу признали ухудшающей социальное положение учителей, и депутаты Госдумы уже в первом чтении отклонили соответствующий законопроект.
Под занавес Года учителя события развивались по совершенно противоположному сценарию, и депутаты, и Совет Федерации приняли закон, заменивший натуральные льготы на компенсации, которые должны назначаться и выплачиваться из местных бюджетов. Видимо, социальное положение сельских учителей стало очень хорошим и новый закон теперь его не ухудшит - это по мнению депутатов. Хотя единственное, что гарантирует новый закон, - это то, что вновь принимаемые акты и постановления «не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на день вступления в силу настоящего федерального закона».
Еще один момент. Компенсация - это не предоплата, и учителю все-таки придется находить где-то по 20-40 тысяч, чтобы заплатить за уголь, а потом собирать чеки и квитанции (если им такие вообще дадут) и доказывать, что сумма действительно такова. Может быть еще вариант частичной компенсации, и, скорее всего, на нем будут настаивать местные власти. Воронежские, например, в 2005 году для своих учителей рассчитали компенсацию в 215 рублей в месяц, и то не для всех, а только для тех, чья профессиональная деятельность составляет не менее 75 процентов ежемесячной нормы рабочего времени. То есть работаешь на полставки - 215 рублей не получишь.
Остается лишь надеяться, что подобного рода шедевры чиновничьей мысли сегодня использоваться не будут.

Воронеж