​За

Александр КОНДАКОВ, руководитель рабочей группы, генеральный директор издательства «Просвещение»:
Сначала надо воспитать гражданина


Новый образовательный стандарт в целом встречает поддержку. В 14 субъектах Российской Федерации проходит апробация стандарта и уже несколько лет собираются предложения и замечания педагогов, родителей, администраторов образования, которые включены в этот процесс.
Я рад тому обсуждению стандарта, которое идет сейчас в прессе и Интернете. Прежде всего это говорит о нарастающем внимании российского общества к воспитанию будущего поколения страны. Многие вещи, вынесенные на обсуждение, мы учитываем. Сейчас в проект стандарта уже включено более 200 дополнений и исправлений.
Мы должны понять, что для нас всех главное - то, что мы сегодня называем полным средним образованием, или те компетенции подростка, которые помогут ему стать успешным в обществе, и следовательно, успешным станет наше государство. Новый стандарт вполне сравним с подходами к обучению молодежи на старшей ступени в ведущих странах мира. Мы много слышим о плохих результатах России в исследованиях PISA. Но не задумываемся, почему это происходит. А ведь PISA проверяет функциональную грамотность школьников и их способность применять сформированные компетенции и знания в повседневной деятельности.
В основу построения стандарта положены три идеала гражданского общества - благосостояние, социальная справедливость и безопасность. Институтом социологии Российской академии наук было проведено масштабное социологическое исследование, которое стало основанием раздела проекта стандарта «Требования к результатам полного общего среднего образования». Это запросы и требования семьи, общества и государства к результатам образования. Впервые стандарт представлен как конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством.
Для любого государства воспитание гражданина своей страны главная задача, оно важнее не менее, чем изучение математики и физики. Заложить и воспитать ценностные основы сложнее. Кроме того, мы должны научить ребенка общаться, выражать себя, находить необходимую информацию, проверять ее, делать анализ и т. д.
Ни для кого не секрет, что, к сожалению, 11-й - это тот класс, когда дети теряют здоровье. Мы должны для себя принять, что старшая ступень школы - 10-11-й класс - это все-таки предпрофессиональная подготовка. После 11-го класса ребенок идет в учреждение начального, среднего или высшего профессионального образования, и даже 1-2 процента ребят, которые идут на рынок труда, проходят через систему дополнительного профессионального образования.
Мы предложили ограничить число предметов 9-10. И это на фоне 18-21 предмета, которые старшеклассники изучают в настоящее время. Причем разгрузка главным образом происходит не за счет уменьшения количества часов, а за счет разноуровневого обучения. Мы предлагаем оставить 3-4 предмета на профильном уровне, остальные - на базовом или интегрированном. Три предмета будут обязательными для всех - ОБЖ, физкультура и новый предмет «Россия в мире». Каждый ученик в обязательном порядке должен выбрать 6 или 7 предметов из шести предметных областей: первая группа - это русский язык и литература, родной язык и литература (русская словесность, русский язык и литература, родной язык, родная литература); вторая группа - иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык); третья - математика и информатика (математика и информатика, алгебра и начала анализа, геометрия, информатика); четвертая - общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право); пятая - естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология); шестая - искусство или предмет по выбору.
Предметы могут изучаться на интегрированном, базовом либо профильном уровне. Уровень влияет на количество часов, отводимых на изучение предмета. Предметы, изучаемые на интегрированном уровне (русская словесность, математика и информатика, обществознание, естествознание), дают общекультурную и общеобразовательную подготовку, а базовые и профильные предметы обеспечивают более фундаментальное изучение основ наук, которое даст возможность успешного профессионального обучения и успешной социализации в профессиональной сфере.
Новый элемент учебного плана - индивидуальный проект. Он может быть межпредметным или социальным. Предполагается, что на него будут выделять 2 часа в неделю; под руководством тьютора ребенок должен будет показать, может ли он сформулировать гипотезу, цели, спланировать и организовать процесс, достичь сам определенного результата. Вузы смогут предлагать старшеклассникам темы проектов, чтобы учитывать их результаты при отборе абитуриентов.
Впервые мы согласовываем стандарт старшей школы с высшей школой. Старшая школа будет обеспечивать плавный переход к профессиональному образованию.
В прессе сегодня появились утверждения, что мы хотим заменить знания, необходимые для развития личности, воспитанием патриотов, верных государственной системе. Люди, которые так утверждают, путают понятия «патриот» и «гражданин России». А Петр Столыпин говорил так: сначала надо воспитать гражданина, а потом гражданственность сама воцарится на Руси.

Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор НИУ - ВШЭ:
Давайте научим умению жить в новой экономике


Старшая ступень школы особенно важна для общества - на этом этапе семьи задумываются о карьере детей. Нам надо увеличить долю предметов, связанных с творческой самореализацией ребенка. Сегодня их лишь 8-10% - в 3 раза меньше, чем в школах развитых стран. При этом творчество детей может быть и социальным, речь идет, к примеру, об организации каких-либо проектов. Мы любим об этом говорить применительно к младшей школе, но забываем ближе к старшей о доле творческих предметов. Давайте подумаем над тем, как увеличить долю творческих предметов в старшей школе, когда ребенок уже очень четко настроен на будущую карьеру. Помимо развития творческих навыков школа должна готовить учащихся к жизни в современном обществе. Нам нужно не на уровне отдельного профиля, а на уровне общих предметов в старшей школе ввести основы права и основы экономики. Предметные знания для каждого гражданина - как защищать свои права, как вести себя на рынке труда, что такое инфляция - дают школы всего мира, но не в России, и это опасно для общества. Сегодня в крупных городах до трети старшеклассников не посещают школу, и это не беспризорники, а дети из вполне благополучных семей. Фактически они выбирают для себя экстернат - перестают ходить на предметы, которые для них неактуальны. Таким образом, воспитательное воздействие школы, которого общество так ожидает, сводится на нет. Ключевая компетенция, которую должна давать школа, - умение жить в новой экономике, быть членом гражданского общества.

Ирина ЯРОВАЯ, депутат ГД РФ, координатор государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия», депутат ГД РФ:
Без исторической преемственности не обойтись


В действующем Законе «Об образовании» и в новом проекте «Об образовании в РФ» есть конкретная норма, исходя из которой следует, что образовательные стандарты разрабатываются по заказу органов исполнительной власти экспертным сообществом, то есть специалистами, профессионалами, предметниками, учеными. Говоря о ценностном выборе и патриотическом воспитании, следует, как мне кажется, обратиться к национальной доктрине образования (до 2025 года). Под многими тезисами доктрины мы можем подписаться. Например, «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры» или «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью». Этот документ основополагающий с точки зрения логики и образовательных стандартов, и Закона «Об образовании». Можно сколько угодно ерничать на тему, нужны ли нам патриоты, но модернизировать страну невозможно без формирования в обществе соответствующей культуры, культурной среды. Нельзя быть патриотом без знания своей истории, культурных традиций. Ни одна страна в мире не станет заниматься образованием без воспитания своего гражданина. В нашей системе образования также стоит задача воспитания целостной личности, у которой есть понимание того, что такое национальная культура, мировоззрение, цивилизационная идентичность. Стратегическая задача русской культуры - сохранение и защита русского языка. К сожалению, русский язык сегодня выхолощен, опошлен. В новых образовательных стандартах предлагают не уроки патриотического воспитания, а знание культуры русского языка, культуры наших народов, культуры тысячелетней истории нашей страны. Сегодня нам нужно выработать ценностные критерии, ценностные установки, которые будут одинаковы для всех. Преподавание в школе любого предмета с точки зрения ценности, целостности и значимости российской культуры, формирования гражданина, для которого такие установки, как добро, терпимость, созидание, патриотизм, уважение, станут жизненно необходимыми, - это гораздо сложнее, чем научить, сколько будет дважды два. Мы полагаем, что сегодня в преподавание, педагогику, учебную литературу гораздо важнее заложить глубокое знание культуры нашей страны и уважительное отношение к русскому языку.

Против

Президенту Российской Федерации Д.Медведеву
Председателю Правительства Российской Федерации В.Путину
Председателю Государственной Думы Российской Федерации Б.Грызлову
Министру образования и науки Российской Федерации А.Фурсенко


Господин президент! Господин премьер-министр! Господин спикер! Господин министр! Обратиться с открытым письмом к вам нас побудило приближающееся принятие федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы. В этом документе очерчиваются общие контуры грандиозного образовательного здания, которое предполагается построить в нашей стране, а также прорисовываются отдельные частные его детали. Бес сидит в мелочах - именно о них мы и хотим сказать.
В стандарте, который должен быть рамочным регулирующим документом, не так много цифр. Именно поэтому каждая цифра притягивает взор.
4 (четыре) - именно столько обязательных предметов предполагается изучать старшекласснику (Россия в мире, ОБЖ, физкультура, индивидуальный проект).
6 (шесть) - именно столько образовательных областей объединило в себе все остальные привычные для школы предметы, разом получившие статус необязательных (по выбору). Среди них - русский язык, литература, математика, алгебра, геометрия, информатика, история, физика, химия, биология, география.
1 (один) - именно столько предметов из каждой образовательной области может выбрать ученик (впрочем, из одной любой области можно выбрать 2 (два). Это означает, что выбрать и русский язык, и литературу, и при этом еще и алгебру, и геометрию (не говоря уже об информатике) или и физику, и химию (и биологию) невозможно. Так написано в проекте ФГОС.
Наше крайнее недоумение вызывает факт такой перестройки учебного плана. Ни с какой точки зрения государству, заботящемуся о своем будущем, не выгодно:
    объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина;
    объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого не говорит ни одна другая наука;
    объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни и законы общественного развития, выстраивать стратегию жизненного поведения.
И наконец, для такой страны, как Россия, является не просто невыгодным, но и противоестественным отказ от обязательного изучения старшими подростками русской литературы, которая, по сути, и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности.
Напомним: в старших классах читают Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Островского, Гончарова, Лескова, Достоевского, Толстого, Чехова, Блока, Ахматову, Булгакова, Шолохова, Платонова, Солженицына... Без изучения этой литературы (и именно в том возрасте, в котором находятся старшеклассники) невозможно формировать ту личность, о которой так гладко и красиво повествует стандарт. Откройте любую из целей образования в стандарте, и вы увидите, что ее нельзя достичь, если не читать книг, не думать над опытом жизни людей, отраженным в литературе. Без глубокого литературного и шире - эстетического - образования не добиться ни умягчения нравов, ни толерантности, ни осознанного отношения к своей стране (патриотизма), ни даже роста конкурентоспособности государства в целом.
Мы считаем, что вы, как руководители страны, которые обязаны просчитывать риски от принимаемых решений, должны наложить вето на радикальное перекраивание школьной программы и перевод в статус предметов по выбору ее главных дисциплин. Мы считаем, что необходимо созвать представительное совещание педагогических работников страны всех уровней, родительского сообщества и учеников для обсуждения вопроса о будущем образования. Будущее образования - это будущее каждого из нас, наших детей и внуков и России в целом.
Около 20 тысяч подписей: педагогов, родителей, ученых, писателей, деятелей культуры, общественных и политических деятелей.

Олег СМОЛИН, заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию:
Угроза национальной безопасности страны

Проект федерального образовательного стандарта для старшей школы содержит прямую угрозу праву человека на качественное образование и, более того, национальной безопасности страны. Авторы стандарта предлагают задавать на федеральном уровне только 40 процентов содержания образования. Все серьезные эксперты говорят одно и то же: если этот показатель меньше 70 процентов, единое образовательное пространство разваливается. Старшеклассник, переходя из одной школы в другую, переезжая в другой город или регион, фактически оказывается в другом образовательном пространстве. Кроме того, стандарт предлагает нам сохранить только три обязательных предмета: Россия в мире, физкультура и ОБЖ, да еще некий индивидуальный проект, остальные предметы - максимум один-два по выбору. После этого на всяких программах модернизации придется ставить крест, потому что без литературы невозможно нравственное воспитание, потому что основные открытия делаются на стыке наук. Авторы стандарта очень много говорят о патриотизме. Патриотизм - дело прекрасное, но нам предлагают отказаться от обязательного изучения нашей истории и нашей действительно великой литературы.

Мария ЧИСТЯКОВА, преподаватель русского языка и литературы, лицей №572 Санкт-Петербурга:
Уроки превращаются в дрессировку

С введением новых государственных образовательных стандартов я уволюсь из школы. Не могу сказать, что я неудачно работала 13 лет. В конце девяностых на моем счету было более 20 победителей городской олимпиады по литературе, интегрированные научные исследования, работа в районной олимпиадной комиссии. Один из тех учеников в 27 лет дипломат в Польше. С ним в десятом мы создавали научное исследование по литературе, в одиннадцатом вычищали каждую строчку, каждую речевую ошибку в шестистраничных сочинениях, чтобы к маю, к выпускному сочинению, выработался яркий индивидуальный стиль - он тогда был у большинства моих выпускников. Не могу сказать, что сейчас у меня нет достижений. По-прежнему девятиклассники учат 20 стихотворений Пушкина, одиннадцатиклассники - 30 шедевров лирики XX века, по-прежнему удается уговорить прочитать хотя бы два тома из «Войны и мира» Толстого, по-прежнему читаю сочинения, но это мои собственные достижения, достижения моей личной воли и ответственности.
Когда держу в руках вымученные страницу-две сочинения сегодняшнего выпускника, оправдываюсь, почему я работаю в школе до настоящего момента, таким образом: государство, наверное, заинтересовано в том, чтобы достижения культуры, благодаря которым в том числе сформировалась российская государственность, стали достоянием ее граждан. Для этого оно обеспечивает школьникам шесть часов литературы в неделю (именно столько у меня сейчас в 10-11-х классах), а я должна проявить усилие, прочитать и осмыслить с детьми все, что было наиболее ценно в великой русской культуре XIX-XX веков. И пусть с 2008 года у государства нет цели проверить результаты моей работы, почему-то ему это с 2008 года оказалось не нужно, я все равно работаю как раньше, когда были экзамены, и назначаю эти экзамены сама.
И вот наконец литература объявлена необязательным предметом. Можно выбрать ее, а можно - только предмет «Русский язык» для подготовки к ЕГЭ. Что это означает лично для меня? То, что смысл моей работы утрачивается. Школьный предмет, который был проводником не только знаний об одном из видов искусства, но и формировал понятие об общечеловеческих духовных ценностях, философии, мировоззрении людей разных эпох, учил свободно мыслить, выстраивал индивидуальный язык и стиль ребенка, больше не нужен государству как обязательный. Значит, государство открыто заявило - ему больше не нужны личности, а я в свою очередь не хочу работать на такое государство. Если гуманитарное образование еще нужно некоторым родителям, они должны понять: государственная школа здесь больше ни при чем, она фактически отказалась от воспитания свободных граждан своей страны, от единственного существовавшего до сих пор реального механизма такого воспитания.
Я хочу, чтобы знание основ русской духовной культуры, сконцентрированное прежде всего в литературных произведениях XIX-XX веков, было обязательным для ученика российской государственной школы, если уж в стандартах поставлена цель воспитания гражданина.
Преподавание литературы было для меня все последние годы оправданием уроков подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Я вела русский только потому, что была возможность преподавания литературы. Я на самом деле считаю преступными и свои результаты на протяжении 5 лет в среднем по классу (всегда больше 70%), и получение моим учеником (отнюдь не самым сильным) 100 баллов на ЕГЭ по русскому в 2010 году. Сначала пыталась удержать принцип - давать знания о законах языка, воспитывать грамотность, а не готовить к тестам. Сейчас стало понятно: старые принципы нивелируются вполне, уроки постепенно превращаются в дрессировку на знание основных понятий и правил. Если речь идет о сочинении-рассуждении (задание С к ЕГЭ), можно говорить не о знании языка, а об уродовании его. Когда требую написать сочинение-рассуждение (часть С), прекрасно понимаю, что совершаю настоящее преступление. Одно только массовое прочтение убогих, противоречивых, с плохой композицией текстов, зато несущих духовно-нравственное содержание, убивает способность мыслить. Ученики очень часто впадают в получасовой ступор, когда знакомятся с опусами для задания С к ЕГЭ.
Я не хочу работать по стандартам, в которых нет содержания. Я не хочу воспитывать, обучая, я хочу учить, воспитывая.

Перекресток мнений

Елена НИЗИЕНКО, директор Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ:
- 23 декабря 2010 года Координационный совет Министерства образования и науки РФ по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов рассмотрел стандарт старшей школы. По этому поводу были долгие дискуссии, но наконец в целом он был одобрен и отправлен на доработку по некоторым позициям. Стандарт для старшей школы будет самым инновационным по сравнению со стандартом для начальной и средней школы. Он вносит много нового и интересного в старшую школу, поэтому мы продолжим его обсуждение с общественностью, родителями, учениками и учителями.

Григорий БАЛЫХИН, председатель Комитета ГД РФ по образованию:
- До сих пор в наших школах, так получалось, приоритет отдавался обучению, причем не по самым современным методикам. Теперь, с переходом на новые стандарты старшей школы, необходимо создать условия, при которых школьник мог бы научиться рассуждать, формировать собственное мнение. В основу новых образовательных стандартов положены последние разработки российских и зарубежных ученых в части формирования эмоционально-чувственного восприятия у школьников, внедрения здоровьесберегающих технологий. В новых стандартах особая роль уделяется духовно-нравственному воспитанию.

Лев ЛЮБИМОВ, заместитель научного руководителя НИУ - ВШЭ:
- Стандарт имеет положительные стороны - образовательные учреждения получают большую свободу в определении образовательных программ, будет сделан шаг к индивидуализации обучения, хотя для этого потребуется и соответствующая подготовка педагогов. Нам нужно понять, что многое зависит от учителя, поэтому придется серьезно заняться педагогическим образованием и повышением квалификации кадров.

Исаак ФРУМИН, научный руководитель Института развития образования НИУ - ВШЭ:
- Авторы проекта прямо копируют советскую модель с ее бессмысленным и неэффективным идеологическим воспитанием. Это абсурд. Проблемы с молодежью везде примерно одни и те же. Их приходится решать многим странам. Вот только решаются они не программами духовно-нравственного воспитания, а вовлечением молодежи в осмысленную деятельность через интерес. Где слово «интерес» в этих стандартах? Есть только попытка решить важнейшие задачи дедовскими способами. С помощью этих стандартов мы опять двигаемся к советскому принципу научно-атеистического воспитания на уроках математики.

Анатолий КАСПРЖАК, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук:
- Текст стандартов вызывает ассоциации со сталинской конституцией 1936 года - все вроде правильно, лучше, чем в других государствах, но если предположить, как это может быть реализовано в российской практике, стандарт становится мраморным телефоном из сказки про старика Хоттабыча - выглядит как телефон, только не звонит. То, что написано, ужас, но все мы знаем, что он будет принят.

От редакции

Наше государство уже давно отказалось от поиска национальной идеи. И вдруг идея возникла сама собой, и все в ней главное - и сохранение культуры, и воспитание патриотов, и такое обучение в старшей школе, которое позволит сохранить традиции дореволюционной и советской классических школ. Учителя, которые в последнее время привыкли больше молчать, чем высказывать свое мнение, вдруг перестали бояться, осознав свою великую просветительскую миссию. Интеллигенция, о которой в постсоветские времена уже никто и не вспоминает, вдруг проявилась и возвысила свой голос в защиту школы. Общество, которое равнодушно взирает на все модернизации, вдруг взволновалось будущим своих детей. Теперь остановка за государством: осознает ли оно свою роль?