Марафон стал одним из завершающих событий Года учителя в Красноярске. В нем приняли участие более полутора тысяч педагогов, студентов, специалистов в области педагогики и образовательного менеджмента из Москвы, Красноярска, Сосновоборска, Зеленогорска, Железногорска, Ачинска, Боготола, Назарова, Уяра, Шарыпова, Минусинска, Братска, Енисейска, Лесосибирска, поселков Емельяново, Кедровый, Нижний Ингаш, села Агинское, Ирбейского и Идринского районов, Эвенкии. Среди них вице-президент РАО В.Болотов, ректор ККИПК и ППРО П.Сергоманов, ректор Красноярского государственного педагогического университета Н.Дроздов, заведующий кафедрой психологии развития ИППС СФУ Б.Хасан.

Директор красноярской гимназии «Универс» Елена Чиганова считает так: «Если цель любой хорошей школы или «школы возраста» - академические результаты учащихся, а условия и средство достижения этих результатов - учет и эксплуатация возрастных особенностей учащихся, то цель школы взросления - именно возрастные новообразования учащихся (самостоятельность, целеполагание, самоопределение, ответственность за свой выбор и свою деятельность); то есть средство достижения - академические результаты, а условие достижения - социальные отношения в школе».
Чтобы определить, насколько четко реализуется концепция взросления, какие из существующих форм работы с учащимися помогают формировать возрастные новообразования, а какие формы не оказывают никакого влияния на этот процесс (реализуются неправильно), правильно ли обустроены возрастные переходы в гимназии, какой должна быть образовательная среда, внутреннее пространство и инфраструктура в каждом из школьных возрастов, гимназия «Универс» пригласила специалистов Центра изучения образовательной политики института «Московская высшая школа социальных и экономических наук» для проведения внешней развивающей экспертизы своей деятельности. Весной 2010 года такая экспертиза была проведена силами доктора психологических наук, профессора Катерины Поливановой, кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ Анатолия Каспржака, кандидата педагогических наук, доцента Кирилла Митрофанова. Результатом работы экспертов стало заключение, содержащее замечания по некоторым организационным условиям и формам деятельности, которые не работают на решение поставленных задач должным образом. Эксперты описали возможные сценарии развития гимназии. С одной стороны, можно просто упорядочить и систематизировать интересные формы и методы работы, разработанные и применяемые в гимназии (от чего-то отказаться, что-то изменить), с другой стороны, интересные разработки нельзя держать при себе и вариться в собственном соку: если есть потенциал для серьезной проектной работы с научными разработками и исследовательскими новациями, то можно делиться своим опытом и искать партнеров для участия в такой деятельности. Вот и решила гимназия своим опытом поделиться с коллегами на марафоне.
Как и на Московском педагогическом марафоне, каждый день красноярского марафона был тематический (предметные дни, День естественных наук, День начальной и дошкольной ступени, День развития здоровья ресурсами образования, День управления). Как и на Московском педагогическом марафоне, в Красноярске проводились мастер-классы, открытые уроки и практикумы, лекции, панельные дискуссии и «круглые столы». Как и в Москве, участники красноярского марафона обсуждали актуальные проблемы образования в целом, проблемы своих школ и проблемы обучения предметам в частности. Как и на московском марафоне, участники красноярского марафона делились друг с другом своими педагогическими наработками и творческими идеями, знакомились друг с другом, общались на профессиональные темы, устанавливали деловые отношения и принимали решения о сотрудничестве. Но помимо этого на каждом Дне марафона педагоги гимназии делились своим опытом возрастного подхода в обучении, ведь новые образовательные стандарты как раз и предполагают внедрение возрастного подхода в образовательный процесс, наглядно показывали специфику и эффективность этого подхода и в организации пространства ступеней, и на открытых уроках и мастер-классах.
Возрастной подход в понимании педагогов гимназии состоит не только в том, чтобы учитывать возрастные особенности при обучении, но и в том, чтобы организовывать обучение (и формы, и содержание) так, чтобы это отвечало запросам возраста. Поэтому ведущим предметом проектирования для педагогов стали разные виды деятельности, обеспечивающие развитие и взросление на разных возрастных этапах, содержание учебного материала, которое позволяет эти виды деятельности разворачивать в процессе учения и обучения.
В День начальной ступени особое внимание уделялось становлению учебной самостоятельности младшего школьника и его самооценке, поскольку выпускник начальной школы должен уметь выделять изучаемые умения, понимать свои затруднения и способы их преодоления, готовиться к предстоящей проверочной работе. День английского языка был посвящен тому, как организовать англоязычную среду в школе, чтобы она естественным образом помогала осваивать иностранный язык. Темой Дня математики был «Вклад математики в развитие исследовательской компетентности», он был посвящен презентации и работе с уникальными методическими материалами, разработанными педагогами математики гимназии совместно с учеными.
Об организации учебного исследования рассказывали и показывали во время проведения мастер-классов и уроков не только математики, но и учителя словесности, английского языка, биологии, физики. Физики, например, в День естественных наук показали коллегам урок физики с элементами развивающего обучения, свою работу с детьми, которые в рамках школьной программы физику еще не изучают. Уроки физики для шестиклассников проводятся в течение полугода два раза в неделю в рамках элективного курса, то есть с теми детьми, кто САМ выбрал этот курс среди множества предложенных. Ситуация выбора заставляет ребенка самоопределяться в соответствии со своими интересами, побуждает к пробам, решает проблему учебной мотивации. На каждом уроке дети делают для себя открытия, у каждого формируется ощущение: «Я могу!..» Дети приобретают вкус к экспериментированию и самостоятельному решению задач.