Все сегодня понимают, что школа должна учить мыслить, но как это сделать? Мыследеятельностная педагогика дает ответ на этот вопрос. Для этого нужно, чтобы содержанием образования были бы не знания, умения и навыки, а способы мышления и действия. Это новое содержание требует применения новых образовательных технологий, изменения уклада школы. Педагоги школы №597 с 2002 года работают, осваивая идеи, принципы и конкретные техники мыследеятельностной педагогики, понимая, что нельзя развивать мышление ребенка, если сам учитель не обладает культурными способами мышления, мыслительным искусством. Сегодня команда учителей-единомышленников нашей школы обладает ресурсом, готовым для передачи тем педагогам, которые не боятся выйти за рамки предметности, которые хотят освоить работу в открытых ситуациях, сформировать у себя и у своих учащихся основы теоретического и рефлексивного мышления. Наш ресурс - это разработки по формированию способностей воображения и различения в начальной школе; опыт преподавания в метапредметных технологиях и в технологии задачной формы организации учебного процесса. Разработанный технологический пакет позволит любой школе осуществить переход к работе со способами мышления и действия. Он может реализовываться школой как целиком, так и частично. Кроме того, в Ресурсном центре создан банк презентаций, видеоматериалов, печатных работ, регулярно проходят семинары, мастер-классы, «круглые столы».
Особым ресурсом, позволяющим работать со знаниями в насыщенной информационной среде, стал образовательный портал нового типа - ЭПИСТЕМОТЕКА. Эпистемотека - это не собрание книг, а собрание живых идей, вопросов, проблем передовой науки. На портале педагоги вместе с учениками могут включиться в обсуждение любой из представленных проблем или открыть свой модуль. Сегодня, когда остро дает о себе знать конфликт между знанием и информацией, налицо тенденция: чем более дети информированы, тем менее они оказываются знающими и мыслящими. Поэтому так важно изнутри самого информационного пространства выработать противоядие антизнаниевым, антимыслительным способам работы и создать образовательный Интернет, нацеливающий учащихся на овладение новыми типами знаний и новейшими способами работы со знаниями. Задача эпистемотеки - выведение учащихся к самым передним границам развития современного знания, обучение инновационному мышлению изнутри информационного пространства, когда информационные технологии не убивают теоретическое мышление и знание, а усиливают его. Здесь происходит обучение школьников коллективным способам решения проблем.
Работа ведется в двух направлениях - исследовательском и проектном. «Заработает ли ИТЭР в 2030 году?», «Станет ли Москва центром мирового развития?», «Что происходит: глобальное потепление или похолодание?» - в таких модулях ученики исследуют пока неразрешимые для современной науки проблемы. «Молодежное авиационное КБ», «Ядерно-водородная энергетика», «Возможна ли в России передовая конкурентоспособная отечественная фармакология?» - модули проектного направления. Работа в проектах нацелена на решение общественно значимой, социально-культурной или социально-экономической задачи, которая не решается на имеющемся техническом, технологическом и организационно-управленческом уровне.
В Ресурсном центре «Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека» организован ежемесячный обучающий семинар для педагогов Северного округа, которые вместе с учениками будут осваивать новое информационное пространство.

Е.ЗАМАНОВА, заместитель директора по экспериментальной работе школы №597;
О.ЖУРАВЛЕВА, за работу Ресурсного центра школы №597