З​акон «Об образовании» призывает сделать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Внедряя эту программу, воспитатель способствует формированию детско-родительских отношений, выстраивает общение родителей и детей таким образом, чтобы оно влияло на полноценное психическое и познавательное развитие ребенка, способствовало их взаимопониманию, учило взаимодействию. Для выполнения этой задачи наряду с другими была использована такая форма работы, как «Встреча с интересным человеком».
 Огромная роль в процессе формирования положительного отношения к труду у детей принадлежит взрослым, особенно близким людям. Заложенное в дошкольном детстве гуманное, созидательное отношение к труду ребенок пронесет через всю жизнь. От этого будет зависеть, на что человек направит силу своего ума - на созидание или на разрушение.
 Дошкольное детство - самый благоприятный период, в котором закладывается созидательное отношение к трудовой деятельности человека. Показать пример такого отношения, помочь заложить его могут только взрослые, окружающие ребенка, прежде всего его мама и папа. В.Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».
 Основа социального развития детей в познавательной сфере - такие понятия, как семья, трудовая деятельность, друзья, правила поведения. Охватить все эти понятия помогает необычная форма работы «Встречи с интересными людьми».
Такие мероприятия помогают доносить до сознания детей, что труд бывает разный:
 - труд для общества (профессия, работа) - это труд для всех людей, которых даже не знаешь;
 - труд для себя и семьи (домашний труд и самообслуживание) - это труд для близких и любимых людей;
 - труд для души (хобби, увлечения) - труд лично для себя.
 В ходе таких встреч мы обязательно обращаем внимание детей на то, что все люди трудятся, для любого труда нужны знания, умения, навыки и свои орудия труда.
 Для полноценного овладения понятием «трудовая деятельность» работа была построена по двум направлениям:
    Теоретическое - формирование представлений. Основные методические приемы: рассказы о труде, демонстрация трудовых действий и результатов труда.
    Практическое - непосредственное участие в трудовом процессе. Основные методические приемы: приобщение детей к реальным трудовым действиям с получением результата.
 Понятие «профессиональный труд» можно сформировать только на теоретическом уровне. Поэтому здесь главная роль отводится формированию отношения к профессиональному труду через конкретных людей - представителей определенных профессий: медсестра, повар, стоматолог, завхоз.
Такая форма работы, как «Встречи с интересными людьми», в воспитательно-образовательном процессе помогает:
 - дать возможность родителям стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса;
 - формировать у детей понятие «трудовая деятельность»;
 - показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;
 - демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека;
 - дать возможность накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;
 - развивать монологическую и диалогическую речь детей;
 - создавать условия для быстрой адаптации ребенка к незнакомым взрослым;
 - поддерживать и развивать избирательное отношение детей к окружающему миру;
 - способствовать усвоению детьми нравственных и этикетных норм.
 В результате у ребенка формируется положительное, созидательное отношение к миру.
На момент пребывания детей в средней группе (сентябрь) был составлен вопросник для родителей, который помог узнать профессии, хобби, любимые домашние занятия родителей, а также бабушек и дедушек. На родительском собрании воспитателям мы рассказали о желании проводить «Встречи с интересными людьми», а родителям объяснили, какие задачи они помогут решить в воспитании и образовании детей. Получив согласие родителей на помощь в такой работе, воспитатель наметил план встреч таким образом, чтобы встречи помогли расширить сферу познавательной деятельности детей, учитывая зону их ближайшего развития, и способствовали формированию детско-родительских отношений.
В этом заключался первый этап работы.
Второй этап - подготовка мероприятия предусматривала параллельную работу, с одной стороны, с детьми, с другой - со взрослым.
 Первые встречи проводились с сотрудниками группы и детского сада. Прежде всего мы пробуждали интерес детей к предстоящей встрече или теме. Например, если это встреча с человеком, увлекающимся вышиванием, в группу мы приносили вышивку, которую рассматривали с детьми. Воспитатель восхищался работой и умелыми руками взрослого, который это выполнил, вызывая эмоционально-положительный отклик у детей. Таким образом, вначале у детей обязательно закладывалось положительное отношение, и только потом давалась информация.
Детям предлагали узнать дома у взрослых, умеют ли они вышивать, есть ли дома вышивки, журналы или книги, в которых были бы рисунки, образцы, какие-либо сведения об этом искусстве.
В группе мы открывали выставку из экспонатов, которые дети приносили из дома. Постепенно шло погружение в тему:
- мы рассказывали детям об истории вышивки;
- показывали пяльцы, наперсток, разные иглы, объясняли, зачем они нужны, как их можно использовать;
- приносили образцы, выполненные в разной технике;
- демонстрировали разнообразные нитки: мулине, шелк, ирис, шерсть;
- показывали образцы тканей: ситец, лен, вафельная ткань и др.;
- рассказывали, что вышивку можно очень широко использовать - украшать ею одежду, постельное белье, шторы, что это могут быть просто картины и разнообразные украшения;
- обращали внимание на аккуратность, чистоту вышивок;
- демонстрировали, как можно перенести рисунок с бумаги на ткань (через копировальную бумагу, через кальку, с помощью синьки).
Детей мы подводили к выводу, что нужно многое знать и уметь, чтобы получились хорошие работы. Когда выяснялось, что у одной из девочек мама умеет вышивать, дети выразили желание пригласить ее на встречу.
Может возникнуть вопрос: зачем детям так много знать, когда еще и встречи не было? Оказывается, только на основе имеющихся знаний у детей появляется интерес, а следовательно, и вопросы, а мероприятие в таком случае проходит более оживленно.
Детям мы предлагали подумать о том, что бы им хотелось узнать у человека, с которым запланирована встреча. Индивидуально с каждым мы обговаривали вопросы, давали установку на то, что вопрос надо запомнить.
 Вместе с детьми мы решали, что подарить гостю. Хорошо, если это будет то, что взрослый мог бы использовать в труде, о котором будет рассказывать, например: игольница для человека, увлекающегося вышивкой, альбом - для коллекционера марок, книжка с домашними рецептами, проиллюстрированная детьми, - для того, кто любит печь.
Примерно по такому плану шла работа с детьми перед каждой встречей.
Параллельно шла работа с взрослыми. Мы давали им перечень детских вопросов, советы, что понадобится на мероприятии, подсказывали родителям, как использовать имеющиеся у детей знания, как их можно расширить. Например, любителю вышивать советовали на встрече показать детям канву из соломки - ее дети еще не видели, принести капроновые нитки - с ними дети еще не знакомы. Любителю домашней выпечки мы предлагали принести разнообразные пряности, чтобы дети могли их понюхать и попробовать.
Родителей мы знакомили с педагогическими приемами, которые можно было бы использовать в процессе встречи. Например, во время встречи со стоматологом взрослому советовали при обучении чистке зубов использовать героя сказки, тренеру ДСШ - объединить упражнения на растяжку мышц общим сюжетом.
Мы обращали внимание взрослых на то, что у встречи должен быть положительный эмоциональный фон.
 Гостю мы предлагали подумать, какой подарок он приготовит детям, чтобы у них начал развиваться, а у кого-то и закреплялся интерес к этому виду деятельности. Это могла бы быть недошитая игрушка при встрече с помощником воспитателя, увлекающимся ее шитьем, зубные щетки при встрече с врачом-стоматологом, тренажеры при встрече с тренером.
 Часто встреча включала в себя практическую часть, и дети становились участниками трудовой деятельности. Например, любители домашней выпечки готовили вместе с детьми печенье. Дети-поварята с удовольствием вымешивали тесто, раскатывали, лепили печенье, украшали его. Тренер ДСШ проводил тренировку и разучивал новые игры.
 Решая нравственные задачи, накануне мероприятия вместе с детьми мы готовили подарок и приглашение для взрослого, организовывали занятия «школы этикета», обговаривали, как гостя будем встречать, где удобнее предложить ему раздеться, как пригласить в группу, показать выставку, вместе решали, где гостя лучше посадить, на каком стуле ему будет удобнее, где он сможет разместить свои экспонаты.
Заключительный, третий, этап работы - проведение мероприятия. Встреча начиналась с приема. Дети встречали гостя, помогали ему раздеться, приглашали в группу, показывали выставку, предлагали занять заранее приготовленное место, разместить экспонаты. Затем воспитатель проводил знакомство, представляя гостя, обязательно называл его имя, отчество, профессию и лишь потом увлечение. Говоря о детях, обращал внимание гостя на индивидуальные особенности каждого. (Например: «Это Даша - она самая внимательная, любит петь, Дима - озорной, увлекается спортом»).
 Основная часть встречи - это небольшой яркий рассказ гостя о том, как он выбрал свою профессию или хобби, ответы на детские вопросы с демонстрацией способов работы, готовых изделий, материалов. Сюда может входить и практическая часть.
В конце дети выражали родителю свою благодарность за интересный рассказ, преподносили подарок. Гость также благодарил детей за теплый прием, внимание и вручал свой подарок. Воспитатель обращал внимание на значимость того, чем занимается гость, восхищался золотыми руками, которые помогают в жизни. Если позволяло время, гостя приглашали к столу и шло чаепитие.
Такая работа проводилась в группе в течение двух лет. Ее результаты приносят свои плоды. К концу старшей группы у детей отмечалась быстрая адаптация к незнакомым людям. Родители и гости, посещающие группу, отмечали раскованность детей, то, что они быстро идут на контакт, с удовольствием отвечают на вопросы, рассказывают о том, как живут, какие события происходят в группе, что узнают нового, с радостью знакомят взрослых с группой, проводят по ней экскурсии, объясняя, что где расположено, что появилось нового, предлагают гостям поиграть в самые разнообразные игры, рассказывая правила, знают имена и отчества почти всех родителей, проявляют активное желание общаться с взрослыми, задавать им вопросы, передавать домашние задания.
Изменилось и отношение родителей к жизни группы, вырос интерес к воспитательно-образовательному процессу. Постепенно родители перешли в ряды наших единомышленников. На родительских собраниях теперь 100-процентная посещаемость, иногда присутствуют даже по два человека от семьи. Взрослые обращаются к нам за советом по самым разнообразным вопросам.
Возросла инициатива родителей: если в начале средней группы активно работал родительский комитет в составе трех человек, то уже в подготовке семейного праздника активно участвовали 60% пап и мам, а в подготовке выпускного вечера - 90% родителей.
Уже после первой «Встречи с интересным человеком» дети стали спрашивать родителей, когда же они придут в гости в группу. Те мамы, у которых нет хобби и увлечений, забеспокоились, стали советоваться с воспитателями о том, с чем они могли бы прийти на встречу с детьми.
Речь детей стала более четкой, последовательной, логичной. Ребята легко и грамотно излагали свои мысли, задавали много вопросов, правильно строя их.