В школе №874, которая послужила катализатором внимания к теме качества образования,  были три важные вещи. Это отсутствие серьезной роли профсоюзной, серьезной роли родительской и ученической организаций. Я не знаю, каким уникальным должен быть директор, который рассчитывает справиться с управлением школой без помощи профсоюза, родителей и учеников. Я очень прошу всех директоров школ обратить внимание на использование таких мощнейших ресурсов в обеспечении качества работы школы. Не нужно будет никаких внешних проверяющих, если  участие в управлении в самом деле всерьез будет доверено общественности.

Николай ЮРЕНКО, заместитель начальника управления контроля и надзора МДО:
- До следующего заседания аккредитационной коллегии, которое состоится 25 февраля, мы планируем проведение мероприятий, которые переводят в практическую плоскость все  поступившие предложения. Мы предлагаем локализовать деятельность тех школ, которые попадают в группу риска в связи с низким качеством предоставляемых ими образовательных услуг. Для этого провели анализ материалов, имеющихся в нашем управлении, оценочные прикидки относительно тех школ, выход которых планируется на заседание коллегии 25 февраля, попросили окружные управления образования высказать свое мнение о том, какие школы относятся к группе риска и по каким причинам. Одновременно мы запросили материал из наших подведомственных организаций, который позволяет уточнить эти данные. С 1 января 2011 года есть такие методики оценки деятельности школ, как самообследование, поэтому школы могут приступить к такой деятельности.  Мы же можем уже приступить к оценке подходов администрации школ по определению уровня качества образования в их ОУ. Мы готовы приступить к процедурам аттестации школьников уже не по 12, а по 14 предметам, нарастив по одному предмету гуманитарный и естественно-научные блоки. Мы считаем, что, нарастив эти блоки дополнительными предметами, сможем охватить более широкий спектр и вдумчивее подойдем к оценке качества. Что касается других уровней образования, то к 25 февраля 2011 года мы сможем дать наши первые пробы по представлению общественно-профессиональных аккредитаций тех ОУ, которые реализуют программы СПО. На этом первом заседании аккредитационной коллегии в 2011 году, надеюсь, мы сможем оценить эффективность предпринятых нами действий.

Наталья ШЕРРИ, заместитель руководителя Департамента образования:
- Безусловно, мы все столкнулись с довольно неприятным инцидентом, когда школа №874 была признана непрошедшей аккредитацию, это не может оставить нас равнодушными. Поэтому мы очень серьезно продумывали те решения, которые будет необходимо принять, тот комплекс мер, необходимых нам для обеспечения такого положения дел, которое не позволит другим школам оказаться в такой же ситуации. И самое главное, нужные не столько школам, сколько детям и родителям, ведь, скажем, в школе №874 они пережили несколько очень неприятных дней, не понимая, каким будет их будущее, каким образом они будут сдавать экзамены и получать аттестаты.
Работа нам предстоит очень большая, так как мы сегодня не можем исключить, что школ, подобных 874-й у нас, к сожалению,  может быть немало. Я даже допускаю, что в зону риска могут попасть до 10 процентов школ. При этом есть много школ, которые лидируют, которые успешно проходят аттестацию и аккредитацию, показывают великолепные результаты, дают возможность своим ребятам выбрать дальнейший жизненный путь без проблем и осложнений.
Что мы планируем сделать? В первую очередь до 1 марта 2011 года разработаем план поэтапного развития  московской системы оценки качества, а после 1 марта уже представим этот план на рассмотрение. Сказать, что у нас сейчас нет такой системы, нельзя, такая система выстраивалась, уже есть система мониторингов, есть система различных контролирующих и анализирующих мероприятий. Тем не менее история со школой №874 показывает, что в настоящее время многое изменилось, что надо менять подходы. Поэтому, я думаю, речь пойдет прежде всего об усовершенствовании системы, которая существует. Это будет связано с контрольно-измерительными материалами, с огромным объемом работ по внешней экспертизе, без которой мы не сможем обойтись. Я имею в виду участие системы общественно-государственного управления в контроле качества образования.  В целом мы берем на себя обязанности внедрить окончательно усовершенствованную систему до 1 сентября 2012 года. Эта работа будет включать в себя и разработку механизма внешней оценки качества образования, причем с учетом тех замечаний, которые нам делают директора школ, говоря о некоей бессистемности мониторингов, большом количестве проверочных работ в округах, в районах, в рамках внутришкольного контроля.
Нам нужно завести механизм, который позволит без дополнительной нагрузки учителей, педагогического коллектива получать  полноценную картину того, что происходит в образовательном учреждении. Задач в  связи с этим у нас две. Первая - своевременно увидеть ситуацию, в которую необходимо вмешаться. Вторая - рассматривать все процессы, происходящие в образовательном учреждении, с точки зрения их дальнейшего усовершенствования, работы на развитие всей системы.
Самое главное для нас сегодня и внутришкольный самоконтроль, который обязательно должен проводиться с тем, чтобы оперативно выявлять пробелы. Думаю, что и новая система оплаты труда, и подходы к ней так или иначе вынудят наши образовательные учреждения выстроить такие системы внутри школы. Думаю, что у нас будет выстроена и система постоянной внешней экспертизы качества образования, причем на разных уровнях. Какой она станет, мы будем обсуждать вместе с окружными управлениями образования и методическими центрами, директорами школ, с привлечением родителей, потому что и у них могут быть довольно интересные предложения по поводу механизма контроля. Что должно быть обязательно, так это жесткий контроль результатов качества на каждом уровне управления - от окружного до уровня каждой низовой структуры системы столичного образования. Мы будем готовить критерии оценки эффективности работы руководителя образовательного учреждения, деятельности управления образования, я надеюсь, что мы будем иметь и определенный фонд стимулирования, который поможет поддержать лидеров, сделать их учреждения некими стажировочными площадками для обучения остальных.
Очень важный момент, на который нельзя не обратить внимания, - это умение вовремя принять управленческое решение, в том числе предпринять меры оперативного реагирования при первых же сигналах о снижении качества образования в каком-либо учреждении. Все эти меры должны быть очень быстрыми. Думаю, мы не дадим каких-то универсальных рецептов, так как в каждом случае они должны быть совершенно индивидуальными и четко укладываться в рамки происшедшего или того, что может произойти. Это ситуация, в которой мы должны работать на опережение, если видим, что в учреждении происходит некий перелом в большей степени в сторону негатива.
К разработке критериев оценки качества все относятся по-разному. Рассуждают, можно ли их сделать, нельзя ли их сделать. Но мы во всяком случае попробуем их выработать, а затем представить на публичное обсуждение. Поскольку сегодня в связи с введением новых экономических форм  и экономических механизмов в системе столичного образования мы будем проводить большое количество «круглых столов», переговорных площадок по разным направлениям, в том числе по разработке критериев внутри школы для выплат стимулирующего характера, возможностей для обсуждения будет достаточно. С другой стороны, на «круглых столах» и переговорных площадках, думаю, нам удастся обсудить, возможно ли действительно сделать некий рейтинг учреждений (в хорошем смысле этого слова), когда можно будет дать оценку лидерам для их поддержки, для того, чтобы за ними потянулись все остальные. Очень важным моментом для усовершенствования системы контроля качества в Москве должна быть очень четко выстроенная публичная презентация образовательных учреждений на основании оценки эффективности, поскольку это самый подходящий механизм, который будет интересен всем, а особенно тем учреждениям, которые не захотят попасть в аутсайдеры.