Круг, широкий шаг, реверанс - и поскакали! Польку второклассники полюбили за живость и кажущуюся простоту. Pulka - «полшага» с чешского - обобщила типические черты танцевальной культуры Чехии.
С 5-го класса ребята начинают осваивать истинный сельский танец - кадриль. Разучивая новые па, девчонки и мальчишки узнают, что получила она свое название благодаря тому, что группы танцующих образовывали маленькие четырехугольники, из двух пар каждый (каре). Ее родина - Франция, а взлет популярности там - эпоха Наполеона. В то время французская кадриль, качество исполнения которой было серьезным испытанием для самолюбия танцующих, состояла из 5 фигур и была центром внимания и основой каждого бала. Танцевальная техника исполнения была доведена до совершенства, а движения были идеально законченными и выверенными. Хореографические фразы поочередно исполнялись разными парами, а каждая фигура заканчивалась общим движением, соединяющим всех участников танца. Разумеется, на протяжении XVIII-XIX веков, когда кадриль была очень популярна, она претерпела немало изменений. Старинные, несколько претенциозные названия фигур впоследствии были заменены простыми порядковыми номерами, упростились переходы, некоторые движения постепенно исчезли или были заменены обыкновенными шагами, какими ходят в повседневной жизни. Современники с сожалением писали: «Прежде ее танцевали, а нынче в ней ходят». Некогда столь красивый салонный танец начал мало-помалу утрачивать свойственные ему легкость и изящество и превратился в самобытный народный пляс: «Когда-то наши предки - родные бабки, дедки - не танцевали «Летки», у них другой был стиль - штиблеты и сапожки под русские гармошки, под бересту и ложки прославили кадриль. Теперь почти забытая, гитарами забитая, но все же непокорная, жива кадриль задорная».
Старшеклассники предпочитают вальс. Он король бала, символ романтической любви. Он переносит в атмосферу бальных платьев и фраков, прекрасной музыки и изысканных мелодий. Вальс появился в конце XVIII века и долго не был известен в разных странах. К примеру, в России при Павле I вальс подвергался гонению, Павел запретил танцевать, держа партнершу двумя руками; да и при Александре I он пользовался репутацией излишне вольного танца. Законотворец Михаил Сперанский писал дочери: «Жаль только, что глупый вальс занял место французских кадрилей; но есть надежда, что и у нас он сделается столько же дряхл и смешон, как в некоторых государствах». В Англии он также вызвал серьезные возражения. Противники этого танца подняли большой шум, так как вальс позволял партнерам прижиматься друг к другу, и многие матери запрещали его танцевать своим дочкам. Допуск в высшее общество вальс получил уже после Венского конгресса 1815 года. В 1816-м его станцевала в клубе «Олмакс» графиня Ливен со своим постоянным партнером лордом Пальмерстоном.
В романе Эдварда Бульвера-Литтона «Годольфин» (конец 1820-х годов) вальс описывается так: «Был объявлен иностранный танец, в это время мало кому известный в Англии, его умели исполнять лишь те, кто побывал за границей. Но так как движения требовали особой грациозности, многие отказывались продемонстрировать свое умение из скромности». До 30-х вальс могли танцевать замужние дамы, но для юных девушек это было недопустимо.
- Засурская школа шестой год работает в условиях социокультурного центра. Такой подход, - говорит директор школы Лариса Варганова, - позволяет вести организованную, разнообразную и интересную работу с родителями и воспитанниками. Это традиционные школьные праздники, а также районные и областные фольклорные фестивали, спортивные соревнования, КВН, театральные конкурсы, туристские слеты, научно-практические конференции, олимпиады.
Да, здесь не представляют себе дня без танца. Но грациозное движение лишь подталкивает и к другим делам. Мастерицы из Засурского создают оригинальные ювелирные украшения. Их хорошенькие колечки и причудливые сережки возникают из обыкновенного пластика. Как же любят примерять всю эту красоту рукодельницы на своих подружек! Впору собственное модельное агентство открывать при таких нарядах! Вот в школе и появился свой кооператив «Прутик». Помимо того что ребята делают сувениры, они вяжут метлы и банные веники, выращивают рассаду и овощи на школьном огороде. Только за последние три года ученики Засурской и их учителя 15 раз принимали участие в областных и региональных конкурсах социальных проектов, и призовые места, которые удавалось им получить, принесли школе 100 тысяч рублей.
Ученики начальных классов шефствуют над ветеранами и людьми в возрасте, живущими в селе, - на праздники вручают им подарки, сделанные своими руками, оказывают посильную помощь в хозяйстве. Количество «подшефных» бабушек и дедушек уже превысило число самих учащихся младших классов в 4 раза. Также школьники собрали богатейшую краеведческую экспозицию, из которой родился в 2008-м собственный музей. А члены творческого объединения «Юный журналист» пять лет участвуют и побеждают в областных творческих конкурсах. Ребята из Засурской славятся своим талантом чтецов - семиклассница Галина Петухова на конкурсе, посвященном пензенскому поэту Владимиру Застрожному, заняла 2-е место: «Над полями черными - туман, улетело лето красной птицей. Седоватый белый океан на равнины русские ложится. Сквозь броню свинцово-серых туч, прорубив минутное оконце, шлет к земле веселый звонкий луч золотое яростное солнце. Улыбаются ему поля. Засыпая утомленно, тихо тянет к небу мать-земля миллионы рук своих зеленых».
Образцом для подражания танцорам служит их руководитель Валентина Рыжова. Это она создает неповторимые композиции, благодаря которым ребята из Засурской побеждают на танцевальных конкурсах. Это она мастерит шкатулки из конфетных коробок и создает удивительные панно из тряпичных лоскутков на зависть всем юным умелицам, жаждущим перенять у своей учительницы это прекрасное умение.
Областной проект «Танцующая школа», который разработали в министерствах образования и культуры, стартовал в декабре 2009 года в форме танцевальных марафонов, фестивалей, шоу, мастер-классов с участием педагогов учреждений культуры, творческих концертов танцевальных коллективов. В каждой школе занимаются танцами, для которых нашли место в своем расписании. Ведь соединение движения, музыки, игры формирует положительные эмоции, которые раскрепощают ребенка. Педагоги отмечают, что занятия танцами многим детям помогают приобрести уверенность в себе, способствуют физическому развитию ребенка, формируют общую культуру поведения со сверстниками и в обществе. Что ни говори, а танец - это твой пульс, биение твоего сердца, твое дыхание. Это ритм твоей жизни. Это выражение во времени и движении, в счастье, радости, грусти и зависти. Танцевать - значит быть вне самого себя, больше, сильнее, красивее. В танце - мощь, в танце - величие Земли. И как говорят ушлые китайцы: «О короле можно судить по тому, как танцуют во время его правления». А в этом регионе танцуют от души!

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото), с. Засурское, Пензенская область