- Район этот горнозаводской, так говорят на Урале о местностях, центром которых в свое время были шахты, горнодобывающие предприятия. Теперь городок разделил судьбу многих поселений, градообразующие предприятия которых «легли на бок»: шахты закрыты, машиностроительные заводы сократили производство. Местный бюджет формируется в основном за счет субсидий из областного бюджета. Зато рождаемость выросла! В прошлом году новых артемовцев на свет появилось примерно в два раза больше, чем десятилетие назад. Вскоре им потребуется дошкольная подготовка.
- Татьяна Федоровна, способны ли существующие детские сады принять всех желающих?
- Очередь сегодня составляет 1263 человека, это много. Там, где превалирует городское население, как у нас, потребность в детсадах большая. В 2010-м удалось ввести 400 мест, так что очередь сократится на треть. Мы попали в областную программу развития сети дошкольных учреждений и в ее рамках провели реконструкцию нескольких садов. Открыли дополнительные группы там, где позволяли площади. Сейчас идет реконструкция детского сада, который лет десять стоял законсервированным. Когда-то он принадлежал Артемовскому машиностроительному заводу. Мы просили передать садик в муниципалитет, но завод не соглашался. Помещение простаивало, и лишь недавно удалось его выкупить - готовим к открытию. Но дело в том, что проект реконструкции был выполнен до введения новых санитарных норм и правил - теперь необходимо вносить коррективы. Будем заключать договор с проектной организацией на авторский надзор. По плану учреждение должно начать работу осенью будущего года - еще 80 малышей будут «садикоустроены».
- Но часть ребят так и пойдет в школу, не узнав, что такое дошкольное образование государственного, а не домашнего образца?
- Думаю, таких не будет. Как раз в старших группах «вакансии» имеются, мы даже объявление давали о дополнительном наборе. Острая проблема с местами для самых маленьких, так как в 2008-2009 годах случился всплеск рождаемости - после того как начали выдавать материнский капитал.
- Получается, государство стимулирует увеличение рождаемости, но среду должным образом не приготовило: везде только и слышишь о нехватке школ и детских садов.
- Видимо, эту среду культивировать предстоит нам самим. Система образования вообще находится в тесной связке с демографией. Мы уже неоднократно переживали периоды, когда число детей то уменьшалось, то увеличивалось. Вот сейчас идет оптимизация образовательных учреждений. Понятно, что школы не должны пустовать, что нецелесообразно функционирование учебных заведений для небольшого числа учеников. Но не получилось бы, как с детскими садами: сначала закроем, а через несколько лет будем думать, куда нам детей посадить учиться. Не наступить бы вновь на те же грабли.
- Всем руководителям территориальных отделов образования задаю один и тот же ставший сакраментальным вопрос: были ли у вас закрыты школы, насколько болезненно шел этот процесс?..
- В Артемовском округе в последние годы закрылась лишь одна школа, но не по причине оптимизации. На баланс муниципалитета была передана железнодорожная школа, условия в ней категорически не соответствовали требованиям: отсутствовала столовая, а туалет находился на улице. Детей, человек 60, мы сразу же распределили по другим учебным заведениям, а саму школу, можно сказать, ликвидировали.
Но есть у нас и свои радости. Сейчас строится новая школа - №56, рассчитанная на 810 человек. Здание возводится с учетом всех современных требований: качественный спортзал, рекреационная зона, классные комнаты оборудованы в соответствии с новыми образовательными стандартами. Будет создана комфортная среда для инвалидов: пандусы, лифты для колясочников. Дети-инвалиды с сохранным интеллектом должны учиться в обычном учебном заведении, им необходимы общение со сверстниками, адаптация в социуме. В общем, 56-ю можно будет назвать школой будущего.

Статфакт

Артемовский городской округ - это 60 тысяч жителей, 55 образовательных учреждений: 21 школа, 28 детских садов и 6 учреждений дополнительного образования.

- О чем у вас как у начальника управления образования больше всего голова болит?
- Ой! Обо всем сразу! Но главное, хотелось бы сохранить те учреждения, которые у нас есть, все то хорошее, что уже наработано. Не потерять бы, не утратить основ в постоянно меняющейся ситуации, и демографической, и образовательной. Я говорю не только о помещениях, но и о содержании учебного процесса.
Беспокоит, что уменьшаются часы гуманитарного цикла. Русский язык, литература формируют образ мышления, их нельзя недооценивать. Та фундаментальность знаний, которая давалась советской школой, к сожалению, уходит. Сейчас образовательная система не хуже, она просто другая. Изменения, которые происходят в обществе, требуют новых качеств от молодого поколения: надо быть более адаптивным, мобильным. Сегодня нужно научить ребенка быть разным, переключаться на другой режим, предмет. Практическая составляющая образования растет за счет фундаментальной. Поэтому я и говорю: не потерять бы.
Хорошо, что с прошлого учебного года появился новый предмет «Основы мировых религий и светской этики». Большинство наших учебных заведений выбрали для изучения светскую этику, в четырех школах - православие. Уроки нравятся и детям, и педагогам, они формируют толерантность, терпимое отношение к другим культурам, умение ценить традиции.
- Вы когда-то преподавали историю... Тянет к непосредственной работе с детьми?
- Физически некогда преподавать, а жаль. Работая с детьми, получаешь большое удовлетворение, это благодарное дело. Там все зависит только от тебя, учителя. Острых проблем, непонимания у меня с учениками не возникало, поэтому о школьной работе сохранились самые светлые воспоминания. Убеждена: если детей увлечь предметом, не будет вообще никаких проблем ни с успеваемостью, ни с поведением. Если детям интересно на твоем уроке, вопрос о дисциплине не возникает. Мотивация и интерес в учебе превыше всего.
- У руководителя образовательной системы округа другие приоритеты?
- Проблемы материального обеспечения образовательного процесса - на первом месте. Главное - добиться, чтобы всем всего хватало, чтобы наши дети получали образование во всем спектре его возможностей. Это во многом зависит и от тех людей, которые дают им знания. Демографический аспект играет роль и в структуре педагогических кадров. Молодежь к нам особо не идет, выпал целый возрастной пласт учителей. Надеемся, что президентская программа поддержки молодых педагогов, которые отправятся работать в сельские районы, хоть немного скорректирует ситуацию.
- Есть ли в вашей деятельности нечто, обо что вы бьетесь как о стену?
- Представьте, это выполнение требований надзорных органов. Эти требования постоянно ужесточаются, меняются, иногда противоречат друг другу. Не успеешь сделать одно - пора браться за другое. А финансовых и материальных средств для соответствия строгим требованиям нет. Вот пример: нужно ограничить доступ в школы посторонних лиц, сделать турникеты, пропускную систему, видеонаблюдение, тревожную кнопку. Современная система пожаротушения весьма дорогое удовольствие. Никто не говорит, что без нее можно обойтись. Прекрасно понимаю, что забота о здоровье и безопасности детей - самое главное. Но на какие деньги все это производить? У дотационных территорий, как наша, просто нет средств. Мы подсчитали: для того чтобы выполнить все предписания всяческих «надзоров», сегодня необходимо 52 миллиона рублей!
Тем не менее решать вопрос надо. Создаем программы постепенного приведения учебных заведений в соответствие с требованиями пожарных и охранных организаций. Уже удалось почти повсеместно установить автоматизированные системы пожарной сигнализации, в 17 учреждениях действует видеонаблюдение.
- Логичен в связи с этим вопрос о дополнительных источниках финансирования.
-  Если родительские деньги и привлекаются, то в основном в дошкольных учреждениях. В школах этого практически нет. Система платных образовательных услуг у нас пока не развита. Причина -  низкая платежеспособность населения.
- Татьяна Федоровна, есть ли у вас девиз?
- Я часто говорю своим коллегам: «Дорогу осилит идущий». Как бы тяжело ни было, нужно что-то делать, идти вперед. Я человек активный и точно знаю: под лежачий камень вода не течет. Бесполезно на объективные трудности кивать, лучше постараться  изменить что-то вокруг себя.

Комментарий


Елена РАДУНЦЕВА, заместитель главы администрации Артемовского городского округа по социальным вопросам:

- Как патриот своего края и человек, много лет проработавший в образовании, уверена, что тот, кто желает получить образование по максимуму, он его у нас получит. В Артемовском выстроена система целостная и без прорех, с дошкольного уровня и до профессионального. Да, в связи с ростом рождаемости возникает ощущение, что мы бежим вдогонку за ситуацией: вот ввели новые детсады, а очередь вновь выросла. Так что этот вопрос не отступает, его предстоит решать и дальше: открывать, реконструировать, изыскивать возможности для образования дошкольников.
О профессиональном уровне. В округе действует колледж точного приборостроения, есть филиал Нижнетагильского демидовского горнозаводского колледжа, представительства высших учебных заведений, то есть представлена вся структура. Другой вопрос, что, получив высшее образование, человек не всегда имеет возможность реализоваться по профессии: не хватает рабочих мест.

Артемовский, Свердловская область