- Галина Александровна, какие задачи стоят перед дистанционным образованием детей-инвалидов?
- Один из индикаторов социального и психологического здоровья любого общества - отношение к детям с проблемами здоровья. Нужно понимать, что это не балласт на пути развития цивилизации, а люди с другими возможностями. И наша главная задача - помочь этим детям социализироваться в повседневной жизни.
Дистанционная форма как нельзя лучше подходит для решения этих проблем, ведь этим детям требуется индивидуальный подход. В Хакасии на домашнем обучении находятся 188 детей-инвалидов с сохранным интеллектом. Из них 147 человек не имеют противопоказаний для работы на компьютере. Для этих детей именно компьютер может стать той опорой, которая приведет их в огромный мир знаний.
- Для этого в прошлом году в Хакасии был создан Центр дистанционного образования...  
- Такие центры в 2010 году открылись во многих российских регионах, и наша республика не стала исключением. Между Федеральным агентством по образованию и правительством Республики Хакасия в ноябре 2009 года было заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета в размере более 15 миллионов рублей на организацию дистанционного образования детей-инвалидов. Эти средства использованы на приобретение компьютерного оборудования, подключение центра, мест проживания обучающихся и педагогических работников к Интернету. Центр дистанционного образования детей-инвалидов в Республике Хакасия создан как структурное подразделение Республиканской специальной (коррекционной) школы-интерната III, IV видов.
25 августа 2010 года состоялось торжественное открытие центра. А уже с 1 сентября обучение через Интернет начали 45 детей из 11 муниципальных районов и городских округов республики.
- Планируется ли увеличить количество детей-инвалидов, которые обучаются дистанционно?
- Конечно. С 2011 года обучаться в центре будут еще 55 детей с ограниченными возможностями здоровья. Это 18 детей из Абакана, 20 - из Черногорска, 16 - из Саяногорска и один ребенок из Усть-Абакана. Причем это уже не малыши, а учащиеся среднего звена.
Что касается дополнительного образования, то помимо уже существующих с первого квартала 2011 года будет открыто еще около 20 видов дисциплин, таких как «Информатика и ИКТ» («Цифровое видео», «Цифровое фото», «Цифровой звук»), «Лаборатория физики и химии», «История Англии», «Живая география» и другие.
А с 1 сентября 2011 года к занятиям приступят еще 20 детей с ограниченными возможностями здоровья. Общее количество детей, охваченных дистанционным образованием в 2011 году, составит 120 человек. Это 82% от общего количества детей, которые по состоянию здоровья могут обучаться с использованием компьютерных технологий.
- Количество педагогов тоже возрастет?
- Да, штат педагогов увеличится на 28 человек. Кстати, все педагогические работники уже прошли курсы повышения квалификации при Хакасском республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Они получили начальные навыки пользования веб-камерой, передачи информации через Интернет, а также знания о психофизических особенностях данной категории детей и о необходимости проведения коррекционной работы.  
- Галина Александровна, с какими проблемами вы столкнулись при организации дистанционного обучения?
- Существенной проблемой стало отсутствие выхода в Интернет у большинства населения, проживающего в сельской местности. Поэтому работа по формированию контингента обучающихся осуществлялась с учетом указанных обстоятельств.
К сожалению, сегодня не все родители готовы организовать обучение своего ребенка дистанционно. Прежде всего из-за недостаточной осведомленности о данной форме обучения или из-за отсутствия компьютера. Также нередко одним из аргументов родителей для отказа в обучении становится то, что, по их мнению, ребенку необходимо живое общение с учителем, а не только общение с ним через веб-камеру.
Однако дистанционное обучение для нас не самоцель. И оно ни в коей мере не должно лишать ребенка живого общения. Компьютер - это средство дополнительной помощи детям-инвалидам и их родителям, которое повышает интерес детей к учебе, но самое главное - помогает ребенку в развитии и общении с миром. Особенно актуально дистанционное обучение для сельской местности, где образовательные учреждения не всегда приспособлены для очного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Не будем забывать и о том, что в будущем эти молодые люди, получив образование, смогут обеспечивать себя во взрослой жизни, следовательно, и жить будут с чувством собственного достоинства.
Министерство образования и науки Республики Хакасия обеспечивает контроль и сопровождение всех мероприятий в рамках реализации направления «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». По информации федерального оператора, курирующего данный проект, Хакасия входит в число 20 лучших регионов России по срокам реализации президентской инициативы.

Республика Хакасия, фото автора