Еще один важный момент - это объем изучаемых текстов. Дети просто не успевают прочесть то, что задается по литературе. Но главное даже не в этом. Классиков нужно читать не спеша, вдумываясь практически в каждое слово. И анализировать столь же подробно и обстоятельно.
Я не говорю о том, что надо перестать преподавать литературу в школе. Просто следует пересмотреть учебную программу. Существует множество прекрасных детских книг, как отечественных, так и зарубежных. Почему бы не изучать их? Я не призываю, как когда-то футуристы, «сбросить Пушкина и Достоевского с парохода современности». Многие русские классики писали книги, адресованные детям, подросткам и юношеству. Так, у Л.Н.Толстого есть сказка «Липунюшка», у М.Горького - автобиографическая повесть «Детство», подобные примеры можно приводить до бесконечности. К счастью, некоторые из таких произведений входят в нынешнюю школьную программу. Например, пушкинская «Капитанская дочка» едва ли не единственный отечественный историко-приключенческий роман, который будет особенно интересен старшеклассникам.
Мне думается, надо изменить сам принцип построения этой программы. Из курса педагогики известно, что существуют два основных способа формирования учебных программ - линейный и концентрический.
Большинство школьных программ по литературе строится по линейному принципу. Если «Бедная Лиза» Карамзина изучается, допустим, в седьмом классе, то в десятом к ней уже не возвращаются. Между тем перечитывать книги необходимо, ведь по мере взросления у человека меняется восприятие.
Поэтому программу по литературе лучше строить по концентрическому принципу. Да, он отнимает много времени, заметно больше, чем линейный. Но важно не количество изученных произведений, а качество изучения, чтобы человек, выйдя из школьных стен, на всю оставшуюся жизнь сохранил любовь к чтению.

Ленинск-Кузнецкий